ПОДЕЛИТЬСЯ
15 октября 2020 | 15:00
Новый Экокодекс Казахстана: Экология VS Экономика
На текущей неделе в Мажилисе Парламента под председательством спикера нижней палаты Нурлана Нигматулина прошло обсуждение наиболее актуальных норм проекта нового Экологического кодекса, который Казахстану необходимо принять до конца текущего года по поручению Главы государства.
ПОДЕЛИТЬСЯ
На текущей неделе в Мажилисе Парламента под председательством спикера нижней палаты Нурлана Нигматулина прошло обсуждение наиболее актуальных норм проекта нового Экологического кодекса, который Казахстану необходимо принять до конца текущего года по поручению Главы государства.
Как известно, одна из главных норм нового проекта Экологического кодекса – переход крупнейших промпредприятий республики, а их 50, на так называемые новейшие доступные технологии (НДТ), подразумевающие модернизацию производства и, как следствие, сокращение вредных выбросов в окружающую среду.
Этот процесс не только длительный, но и дорогостоящий. К примеру, по оценкам ассоциации KAZENERGY, на это может потребоваться от 2 до 10 триллионов тенге инвестиций. Осилят ли казахстанские промышленники такой объем инвестиций и не повлечет ли этот процесс закрытие предприятий и сокращение рабочих мест по стране? Именно этот вопрос вызвал активные обсуждения в палате.
"Нурлан Зайруллаевич правильно отметил, что мы должны найти баланс между экологией, экономикой и обществом, чтобы выработать свой путь и дать развиваться экономике, которая не будет причинять вред окружающей среде и населению", - прокомментировал обсуждения в Мажилисе вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжан Примкулов.
Чтобы осуществить безболезненно переход на НДТ, проектом кодекса предусмотрены некоторые меры стимулирования со стороны государства. В частности, предлагается освободить предприятия от экологических платежей в случае внедрения НДТ, в обратном же случае – постепенно повышать платы за эмиссии.
По данным вице-министра, по республике в среднем в местные бюджеты поступает порядка 80-90 миллиардов тенге в виде платы за эмиссии в окружающую среду. Соответственно, при переходе на НДТ предприятия освобождаются от платы за эмиссии, и эти сэкономленные средства могут быть направлены ими на переоснащение.
Максимальный срок, который будет дан действующим предприятиям для перехода на НДТ, – 10 лет.
"Компании могут и не переходить на НТД, но при этом плата за эмиссии с 2025 года каждые три года будет расти в два раза. К примеру, если сейчас эта сумма для страны - 90 миллиардов, то с 2028 года будет уже 180 миллиардов и так далее", - отметил Ахметжан Примкулов.
В этом случае, по мнению спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина, важно учесть "социальную составляющую вопроса" и не загнать эти предприятия в тупик, когда они начнут платить огромные деньги в виде штрафов.
Однако, как подчеркнул спикер Мажилиса, отношение к вопросам экологии как второстепенным недопустимо, и потому крупным промышленным предприятиям придется модернизироваться. Все это направлено на достижение стандартов ОЭСР.
Между тем, по сведениям вице-министра экологии, некоторые компании уже изъявили готовность к переходу на НДТ и просят рассмотреть возможность введения этой нормы раньше 2025 года.
Эти и другие вопросы сейчас активно прорабатываются депутатами Мажилиса на заседаниях рабочих групп. Депутаты устраняют пробелы, уточняют редакции некоторых норм, вносят новые. Каким в итоге станет этот стратегический документ, станет известно совсем скоро. По сведениям Минэкологии, первое чтение в Мажилисе планируется провести уже в октябре.
Материал подготовлен при поддержке Пресс-службы Минэкологии
Показать комментарии
Читайте также