“Парковочную кормушку“ прикрывают, но эксперт остудил ожидания казахстанцев

Ақбота Сіләм Корреспондент
Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

Депутат мажилиса Бакытжан Базарбек предложил запретить частные парковки на улицах Алматы и Астаны. Мы обратились к эксперту, чтобы выяснить, чего в таком случае стоит ожидать автомобилистам и насколько подобная система может быть эффективной, подробнее на - Tengri Auto.

Депутат мажилиса Бакытжан Базарбек предложил запретить частные парковки на улицах Алматы и Астаны. Мы обратились к эксперту, чтобы выяснить, чего в таком случае стоит ожидать автомобилистам и насколько подобная система может быть эффективной, подробнее на - Tengri Auto.

Слова депутата

21 ноября депутат сообщил в своём аккаунте в Facebook, что рабочая группа по проекту Строительного кодекса поддержала его поправку к статье 109 Земельного кодекса: частные платные парковки на улицах двух мегаполисов предлагается исключить.

Реклама
Реклама

По мнению Базарбека, данная система была несправедливой и использовалась для обогащения олигархов.

"Городской бюджет потерял миллиарды, виновные получили сроки, но система продолжала жить и в Алматы, и в Астане. Пока горожане платили, кто-то просто наживался. Платные частные парковки в двух столицах – это была схема, а не сервис. Ни инвестиций, ни улучшений, ни порядка. Мы ставим точку", – написал депутат.

Бакытжан Базарбек подчеркнул, что отныне все платежи за парковку должны направляться исключительно в местные бюджеты.

Окончательное решение, по словам Базарбека, должен принять профильный комитет уже в ближайший понедельник.

Мнение эксперта

Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков считает, что идея вернуть городу контроль и прозрачность в уличной парковке понятна, но сама по себе она мало влияет на ежедневный комфорт водителей.

По его словам, без продуманной тарифной политики, резидентских льгот и чётких ночных правил ощутимых перемен ждать не стоит. Он уточнил, что опыт Алматы после передачи паркинга в коммунальную собственность это подтвердил: структура управления изменилась, а заметных улучшений для автомобилистов не последовало.


"Для нас, для потребителей, для автомобилистов, ситуация практически не изменится. Мы как платили, так и будем платить. Просто раньше эти деньги уходили в частную компанию, а теперь — в бюджет города", — отметил Эдуард Эдоков.

Эксперт подчеркнул, что наиболее эффективной моделью управления парковочным пространством в мире считается та, при которой город устанавливает тарифы и получает всю выручку, а операционные задачи, включая IT-платформу и контроль, выполняют частные компании по контракту. По его мнению, система, где оператор получает фиксированную оплату или бонусы за качество работы, является наиболее эффективной.

"Этот вариант наиболее правильный и эффективный, о чём говорит мировая практика. Государство получает все доходы, а оператором выступает частная компания, которой по контракту платят за её услуги", - добавил он.

При этом, как отмечает эксперт, в Алматы долгие годы использовали прямо противоположную схему, и такая практика сохранялась вплоть до 2022 года. По словам Эдокова, власти передали значительную часть уличных парковочных мест частной компании, связанной с крупным бизнесом, и именно она получала основную часть доходов. Он подчеркнул, что такая модель, на его взгляд, была "крайне невыгодной для города".

Эксперт напомнил, что около десяти лет назад, когда в Алматы только вводили платные парковки, он неоднократно выступал против системы, при которой частный оператор получает львиную долю доходов от общественного пространства. По его мнению, частная компания должна получать лишь процент или фиксированную оплату по контракту, привязанную к качеству работы, а основная выручка должна оставаться в бюджете города.

Кто ранее управлял платными парковками в Алматы

Ранее систему курировал частный оператор A-Parking.

В ноябре 2022 года стало известно, что департамент Агентства по финмониторингу по Алматы завершил расследование уголовного дела в отношении директора TOO AlanParking Мухтара Базарбаева и директора ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" Марата Принбекова по факту хищения денежных средств в сумме 436 миллионов тенге. Уточнялось, что в ходе досудебного расследования "причиненный ущерб возмещен в полном объеме".

Тогда же сообщалось, что "главный фигурант и организатор преступления Мурат Боранбаев объявлен в международный розыск".

Согласно данным сайта госзакупок, в 2017 году он числился руководителем ТОО Alan Parking.

В марте 2023 года суд признал виновными руководителей компаний-операторов парковочных пространств Мухтара Базарбаева и Марата Принбекова. Их осудили по делу о хищении более 400 миллионов тенге: Базарбаева приговорили к шести годам и шести месяцам лишения свободы, Принбекова - к пяти годам. Суд учел смягчающие обстоятельства в виде отсутствия ранее судимости и возмещения причиненного ущерба государству в полном объеме.

В июне 2025 года в АФМ сообщили о задержании Мурата Боранбаева, находившегося в международном розыске более двух лет.

Ранее уточнялось, что в декабре 2024 года компания RR2, выкупила 30 процентов доли у Alan Parking. Позже акимат Алматы сообщал, что 70 процентов доли "Алматы спецтехпаркинг сервис" и 100 процентов Alan Parking снова перешли городу.

Фото: Tengri Auto / Юлия Сарачакова

Платные паковки в Алматы: как обстоят дела сейчас

В конце октября 2025 года стало известно, что в Алматы продолжают расширять зоны платных парковок. В компании Almaty Parking подтвердили, что до конца года количество паркомест вырастет почти вдвое - с 18 до 30 тысяч.

Ранее также сообщалось, что в городе планируют ввести резидентские абонементы на парковку рядом с домом за шесть тысяч тенге. Они позволят жителям оставлять автомобили на платных местах возле дома, если во дворе нет свободных.

В ноябре нам пояснили, что система будет полностью автоматической и бесконтактной для водителя. Владельцам абонементов не нужно будет получать стикеры, карты или какие-либо физические пропуска.

Ожидается, что государственные регистрационные номера автомобилей резидентов будут вноситься в единую базу данных "Алматы паркинг". При выезде на парковку камеры должны будут автоматически распознавать номер и идентифицировать его как "свой", не списывая деньги с баланса. Предполагается, что система будет аналогична той, что уже работает для льготных категорий граждан.

19 ноября в ходе заседания депутат Мажилиса Олжас Нуралдинов поднял тему платных парковок. Он подчеркнул, что они создавались для снижения загруженности центра, но сегодня их массово вводят даже в спальных кварталах Алматы и Астаны.

Также он отметил вопрос прозрачности финансовых потоков в этом бизнесе.

"Ежегодно в Астане и Алматы через систему платных парковок собираются миллиарды тенге, но данные о распределении этих средств, объёме поступлений в бюджет отсутствуют в публичном доступе. Граждане не видят, чтобы эти средства возвращались в виде благоустройства или улучшения городской среды", – сказал Нуралдинов.

Депутат потребовал предоставить каждому пользователю в Астане и Алматы два льготных парковочных места: круглосуточно – возле дома и в рабочее время – возле офиса. Кроме того, он также отметил, что важно, чтобы каждая парковочная зона имела паркоматы для приёма оплаты любыми средствами, включая наличные, и видеокамеры для наблюдения.

Сколько сейчас стоят парковки в Алматы и Астане

В Алматы парковка стоит 100 тенге в час с 8:00 до 19:00. После 19:00 парковка бесплатная.

В Астане тариф составляет 100 тенге в час с 8:00 до 20:00, после чего парковка также становится бесплатной.

При этом в октябре стало известно, что в столице планируют реформу платных парковок.

В городе планируют внедрить площадочные платные парковки со шлагбаумами. На въездах и выездах установят камеры с распознаванием номеров, которые будут автоматически фиксировать движение автомобилей. Главное нововведение - поминутная оплата: водители будут платить только за фактическое время стоянки.

Для частных парковок тарифы останутся свободными: согласно анализу, сейчас они варьируются от 300 до 5000 тенге в час в зависимости от места и условий.

Ранее отмечалось, что действующее мобильное приложение для оплаты парковок принадлежит ТОО "Парковочное пространство Астаны", которое работает как частный партнёр по ГЧП. В середине октября отмечалось, что с компанией идёт процесс расторжения договора, после чего управление парковками полностью перейдёт городу.

После завершения процедуры расторжения акимат планирует внести изменения в Правила пользования коммунальными парковками, чтобы официально закрепить поминутную оплату и обновлённую систему учёта.

Читайте также:

Китайские автомобили заполонили дороги Казахстана! А ты разбираешься в них? Мы поможем! Заходи в наш спецпроект вселенная китайских авто - все о марках, брендах и производителях!

Tengrinews
Вопрос от автора
news43
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Реклама
Реклама