13 ноября 2023 | 10:00

"Печка в ванной и сизый дым". Супруги с инвалидностью о том, как жили в Астане 17 лет

Супруги Хамзины. Фото Tengrinews.kz

"Зимой жена звонит и говорит, что в доме стало холодно. Прибегаю домой, опять кладу угля и снова бегу на работу. Через некоторое время опять звонок от супруги: "Ребенок замерзает". Снова бегу домой... Вот так в суровые зимы приходилось бегать между работой и домом, лишь бы дома было тепло. Когда говорили, что газ проведут, очень обрадовались. Но когда узнали цену, расстроились, потому что было не по карману. Думали, кредит возьмем, а тут..."

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

"Зимой жена звонит и говорит, что в доме стало холодно. Прибегаю домой, опять кладу угля и снова бегу на работу. Через некоторое время опять звонок от супруги: "Ребенок замерзает". Снова бегу домой... Вот так в суровые зимы приходилось бегать между работой и домом, лишь бы дома было тепло. Когда говорили, что газ проведут, очень обрадовались. Но когда узнали цену, расстроились, потому что было не по карману. Думали, кредит возьмем, а тут..."

Жители астанинского района Коктал Куаныш и Галия Хамзины – инвалиды III группы, оба не слышат с рождения. Корреспонденту Tengrinews.kz с помощью сурдопереводчика супруги рассказали, как им жилось в столице последние 17 лет и чему они обрадовались больше всего за этот год.

С тех пор как Куаныш и Галия поженились, рядом с ними находится сурдопереводчик – социальный работник Бахыт-апа. Она стала членом их семьи. Бахыт-апа знает все нюансы, проблемы и радости семьи. Куаныш - уроженец Петропавловска, а Галия родом из Астаны. Они познакомились в столице. Супруги воспитывают двоих детей: 13-летнюю Адину и 4-летнего Ерсултана. Имена детям дали бабушка и дедушка.

Реклама
Реклама

Глава семьи окончил колледж в Петропавловске по специальности "строительство". Однако он не нашел работу по своей специальности и с друзьями приехал в Астану.

"Когда я впервые приехал, я даже не знал, на какую работу устроиться. Но я был согласен на любую работу. Владелец киоска по пошиву обуви в городе предоставил мне место. Он тоже человек с ограниченными возможностями – не мог говорить. С тех пор, то есть уже в течение 18 лет, я шью обувь. Летом клиентов меньше, в остальные три сезона работы хватает... Кстати, после того как местные власти снесли киоск, я остался без места. А потом мы с Бахыт-апа искали место. Администратор одного из общежитий в городе выделил 3 квадратных метра в уголке коридора. До сих пор там работаю. Сначала все смотрели с опаской. Может, им было неловко из-за то, что я не разговариваю, поэтому избегали меня. Теперь меня все знают. Скажете "сапожник Куаныш", и все", – рассказал о своей работе наш собеседник.

Галия жила в Астане с родителями и братом. С будущим мужем познакомилась в гостях. Куаныш полюбил Галию с первого взгляда. Встречались около года, затем поженились. Живут они сейчас в двухкомнатной квартире старого двухэтажного дома, которая им досталась от родителей Галии.

В 1991 году здесь отключили центральное отопление, пришлось перейти на печное. В доме не было места для печки, пришлось установить ее в ванной комнате. Никто не верит, что в обычной ванной комнате стоит печь, пока сам ее не увидит. Сначала печь топили углем родители Галии, а потом, когда их не стало, муж.

"Сколько помню, мы в этом доме сами топили печь. В годы перестройки центральное отопление отключили. С тех пор перешли на печное отопление, топим углем. Тогда были живы мои родители, брат. После их смерти муж этим занимается. Без Куаныша мне тяжело", – сказала Галия.

За долгие и суровые астанинские зимы супружеской паре пришлось пережить многое. Не раз меняли батареи в доме.

"Когда первый раз поменяли печку, дома было холодно. Мы добавили секции к батареям. От этого не стало теплее. Потом в третий раз проверили все батареи и снова поменяли. Так вот уже 17 лет мы топим печь 9 месяцев в году. Утром, перед тем как уйти на работу, кладу побольше угля, чтобы в доме было тепло. Потом жена звонит и говорит, что в доме стало холодно. Прибегаю домой, опять кладу угля и снова бегу на работу. Через некоторое время опять звонок от супруги: "Ребенок замерзает". Снова бегу домой... Вот так в суровые зимы приходилось бегать между работой и домом, лишь бы дома было тепло", – вспоминает Куаныш.

В последние годы им стали выделять уголь от районного акимата. Потому что даже покупка угля была непростой задачей для семьи с особыми потребностями.

"Тонна угля раньше стоила 7 тысяч тенге. Позже цена на него выросла до 20-25 тысяч тенге. С каждым годом уголь дорожал. Столько лет мы сами покупали. Затем узнали, что от акимата дают уголь бесплатно, и написали заявление. Последние 2-3 года акимат выделял. Однако топить углем нелегко. Вся проблема была в этом. Было очень тяжело. Это понимают те, кто топит углем... Зимой над нашей столицей образуется завеса из сизого дыма. Словно туманом окутывает. Все это происходит от того, что все жители отапливают свои дома углем. Бывает, на улице дышать нечем. Получается, сами же загрязняем воздух, сами же дышим этим дымом. Ведь мы все знаем, что это вредно для здоровья. Также приходится постоянно просыпаться ночью и проверять печку", – рассказывает глава семьи.

Проблема с углем и отоплением обострилась, когда в молодой семье появились дети. Поэтому Галие с маленькой дочкой пришлось поехать к родителям мужа в Петропавловск и пережить зиму там. После того как Адина подросла, снова приехали в Астану. Однако, когда дочь пошла в школу, вновь возникли трудности, теперь уже с обучением. Потому что в первом классе ребенку нужно помогать с выполнением домашних заданий, объяснять. Но это было невозможно из-за того, что Куаныш и Галия не могли говорить. Поэтому бабушка и дедушка забрали Адину в Петропавловск. Сейчас она учится в 9-м классе.

"Дочь отличница, активистка в школе. Активно участвует в школьных мероприятиях, соревнованиях, где занимает призовые места. У нее очень много грамот. Обладает хорошими вокальными данными. Готовится к участию в конкурсе в Туркестане. Бабушка и дедушка помогают воспитывать нашу дочь, за что мы им очень благодарны. Адина приезжает на летние каникулы и все три месяца проводит с нами. Сначала мы не понимали друг друга. Позже она освоила язык жестов. Теперь она понимает нас без проблем", – говорит Галия.

А когда родился сын Ерсултан, супруги сильно переживали, чтобы он не простудился в прохладном доме. Но и через эти трудности прошли. Сейчас сын ходит в детский сад, а Галия устроилась в один из отелей города и работает там уже больше года. Работа ей очень нравится. До этого ей приходилось работать и помощницей швеи, и швеей, но это длилось недолго.

Семья Хамзиных вспоминает, как тяжело им пришлось во время пандемии коронавируса. Тогда Галия сидела дома с Ерсултаном.

"Перед карантином мы планировали собрать деньги и купить холодильник, телевизор. С началом карантина все наши планы рухнули. Тогда я сидела дома с маленьким Ерсултаном. У Куаныша работа полностью встала. Жили только на детское пособие. Продукты подорожали, бывало, иногда не хватало пенсии, а продукты покупали в долг", - говорит Галия.

Даже после того как ребенок немного подрос, Галие было нелегко отапливать дом. Потому что, пока супруги целыми днями на работе, дом остывал.

"Утром на работу ухожу в полседьмого. Куаныш отводит ребенка в детский сад и тоже идет на работу. Вечером возвращаемся, а дома холодно. Нужно время, пока дом прогреется, не спали до поздней ночи", – рассказывает женщина.

Для приготовления пищи использовали газовый баллон. Это, конечно, небезопасно, особенно для детей.

"Мы использовали газовый баллон. Очень боялись того, что дети могут подойти и открыть клапан. За ними ведь не уследишь. Еще, бывает, газ в баллоне быстро заканчивается. Переживаем, чтобы этого не случилось, когда приходят гости. Поэтому приходилось экономить", – делится Галия.

Выгрузить привезенный уголь, занести его в сарай, оттуда – ведрами домой, затопить печь, прочистить дымоход, заправить газовый баллон – теперь все это позади. Потому что у Хамзиных жизнь изменилась: их дом подключили к газу. Это большое счастье для семьи, которая из-за тяжелого материального положения не смогла позволить себе такую роскошь.

"Наши друзья из Петропавловска говорят: "Какая прелесть, у вас дома газ, у нас его нет". Они еще больше удивились, когда мы им сказали, что газ нам провели бесплатно. Отмечу, в Астане созданы гораздо лучше условия для людей с особыми потребностями, чем в других регионах. Я благодарен Halyk Bank, который подарил тепло и счастье нашему дому. Радости не было предела, потому что мы уже потеряли надежду", – отмечает глава семьи.

По словам Куаныша, сначала он не поверил, когда услышал, что проведут газ бесплатно. Люди привыкли, что требуется немало времени, чтобы оформить документы, заполнить "бегунок", да еще и деньги нужны. А для семьи с ограниченными возможностями это не по карману.

"У меня нет особого дохода, да и зарплата у Галии небольшая. Пенсия, которую мы получаем, уходит на еду, одежду и коммунальные услуги. У нас не было возможности накопить на газ. Поэтому подключение газа перед наступлением зимы для нас было большим счастьем. Недавно приезжала моя мама. Она тоже в восторге. Не скрывала своих переживаний из-за предстоящей зимы. Говорит, что беспокоилась за нас. Теперь мои родители спокойны: зиму мы проведем в теплом доме. Думаю, о таких благотворительных акциях, которые проводят для инвалидов, надо говорить почаще, нужно делиться, чтобы люди знали", – считает Куаныш Хамзин.

В доме Хамзиных, которые живут почти 20 лет рука об руку, тепло и чисто. Свекровь всегда хвалит Галию: она хозяйственная, чистоплотная. Об этом нам рассказала Бахыт-апа, социальный работник.

"Свекровь всегда ее хвалит. Оказывается, когда Галия жила у них в доме в Петропавловске, в шкафу всегда был порядок. Белье сложено аккуратно, разложено по полочкам. Она говорит, что с Галией в их дом приходит порядок, уют и тепло", – отмечает Бахыт-апа.

Мы также спросили Хамзиных о планах на будущее. Заветная мечта Галии – переехать поближе к месту работы, потому что добираться очень долго. Куаныш тоже поделился своими планами.

"Как мы мучились с печным отоплением. Долго мы ждали газ. Слава Всевышнему, и до этого дня дожили. Теперь надо наслаждаться этим. А дальше поживем-увидим. Может, и переберемся поближе к центру. Это наша давняя мечта..." – сказал Куаныш.

Жители Астаны, которые всю жизнь топят печь углем, прекрасно понимают и знают, насколько легче и проще жить с газом. Оттого что уголь таскаешь ведрами, можно заработать множество заболеваний. А от постоянного дыма пострадают органы дыхательной системы. Хамзины очень довольны, что в их дом пустили голубое топливо, и радуются тому, что теперь их 4-летний сын Ерсултан не будет мерзнуть в холодные зимы, как прежде. Огорчает только то, что до такого радостного дня не дожили родители Галии.

Теперь Куаныш спокойно продолжит свою работу, не отвлекаясь на топку печи. А Ерсултана из садика мама будет встречать в теплом доме, и семья по вечерам соберется за накрытым дастарханом.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная