ПОДЕЛИТЬСЯ
06 января 2024 | 07:06
Пел детям и дарил плейлисты. Любимая музыка Батыра Казыбаева
"This boy…" - раздалось протяжное мужское трехголосье. Песня знаменитых "битлов" звучала новыми голосами. Это были Чокан Лаумулин, Ильяс Аутов и Батыр Казыбаев. Шел 1986 год. Тогда, пожалуй, не было никого, кто не любил бы музыку ливерпульской четверки. А стены домов и заборы тогдашней Алма-Аты пестрили надписями "Beatles forever!"
ПОДЕЛИТЬСЯ
"This boy…" - раздалось протяжное мужское трехголосье. Песня знаменитых "битлов" звучала новыми голосами. Это были Чокан Лаумулин, Ильяс Аутов и Батыр Казыбаев. Шел 1986 год. Тогда, пожалуй, не было никого, кто не любил бы музыку ливерпульской четверки. А стены домов и заборы тогдашней Алма-Аты пестрили надписями "Beatles forever!"
И Батыр Казыбаев, безусловно, был битломаном, он заслушивался ими с упоением. Что, конечно же, повлияло на его жизнь. В 2010 году он создал первую в Казахстане рок-радиостанцию Tengri FM, которая позже дала название и сайту Tengrinews - его он возглавлял до конца своей жизни.
Батыр вообще был из тех, кто не просто слушал музыку - он ощущал ее. Каждой клеточкой тела. Мелодии проникали в самую глубину его души и бережно укладывались в какой-то внутренний безграничный плейлист. Казалось, что о музыке он знает все.
И если бы он не стал медиаменеджером, то наверняка стал бы отличным музыкантом. Но об этом чуть позже...
Отношения с музыкой у него сложились с самого детства. Дома стояло фортепиано. Папа и мама играли на домбре, а старшие брат Нуртас и сестра Наргуль Казыбаевы, как и все дети того времени, обязательно ходили в "музыкалку".
"Дома мы всегда устраивали концерты, когда к нам приходили гости, то все пели за столом и Батыр с рождения рос в такой атмосфере. Большой интерес к музыке, а позже и любовь у него появились, когда ему было лет 10. Я тогда слушала ABBA, The Beatles. У нас был такой катушечный "бобинный" магнитофон, мы менялись кассетами. И вот однажды я включила "Арию Иуды" из рок-оперы "Иисус Христос — суперзвезда", Батыр услышал, прибежал и говорит: "Поставь еще, поставь еще", - рассказывает родная сестра Батыра Наргуль Галиакпарова-Казыбаева.
А еще в доме Казыбаевых всегда звучала национальная музыка. Однажды известный композитор Нургиса Тлендиев подарил папе Батыра древний казахский инструмент шанкобыз, который, конечно же, достался любопытному и музыкальному Батыру. И эта любовь к национальным мотивам и инструментам проявится у него уже во взрослой жизни.
В школе Батыр освоил гитару. Атмосферу тех лет вообще сложно представить без гитары. Песни под нее звучали из каждого алматинского двора. Впрочем, также сложно было представить и Батыра без гитары. С ней он не расставался даже в университете. И однажды с другом Ильясом Аутовым дал мини-концерт прямо на паре.
"Причиной тому было наше с Батыром опоздание. В тот раз мы, как обычно, на перемене сидели в одном из "казгушных" закутков, играли на гитаре и так увлеклись, что прозевали звонок. Вбежали в аудиторию, когда лекция уже началась. Преподаватель оглядела нас и гитару с ног до головы, позволила сесть и спросила: "Эта гитара случайно оказалась с вами или вы умеете на ней играть?". И тут наших одногруппников прорвало! Они будто только и ждали этого вопроса: крича и, перебивая друг друга, аудитория начала горячо рассказывать, что мы с Батыром не просто играем да еще и поем. Чувствуя поддержку товарищей, в глазах которых читалось естественное для любого первокурсника желание увильнуть от занятий, мы достали гитару и воодушевленно запели "Across the universe". Премьера прошла успешно. Мы спели еще одну песню, потом еще одну… Вскоре наш битловский репертуар иссяк, и мы, чтоб дотянуть до конца пары, стали петь все подряд", - рассказывает близкий друг Батыра, лидер группы Motor-Roller Ильяс Аутов.
У начинающих музыкантов настолько хорошо получалось, что их стали приглашать выступать на студенческих мероприятиях. Парни реально грезили большой сценой. И уже решили сколотить группу, как в их грандиозные планы вмешался военный комиссариат. И будущие артисты ушли в армию.
"А в длинных письмах, которые мы не прекращали писать друг другу, шло активное обсуждение, как все-таки назовем нашу группу, что будем играть, кого посадим за барабаны и кто нам пошьет битловские костюмы", - вспоминает Ильяс.
И даже в армии Батыр смог собрать свой вокально-инструментальный ансамбль, без которого не обходился ни один армейский концерт. А Батыр с сослуживцем даже попали в эфир местного телевидения на передачу "Когда поют солдаты".
Но идея создать свою, настоящую, группу не покинула Батыра и Ильяса и после дембеля. Но для этого как минимум нужны были инструменты, на которые нужны были деньги. И друзья отправились их зарабатывать на вторую Алма-Ату, к железнодорожным путям, где нанимали рабочих для разгрузки товарных вагонов. Начальник, конечно, сильно удивился, увидев двух не очень подходящих на роль грузчиков, парней. Но работу дал. Это был вагон с автомобильными камерами, разгрузка которого стоила 20 рублей.
"Деньги были небольшие и, чтобы ни с кем их не делить, мы с Батыром решили разгружать вагон вдвоем. Хозяин камер лично следил за разгрузкой. К обеду наш запал сильно поутих: к роли грузчиков, которая поначалу казалась не такой уж и трудной, мы, мягко говоря, оказались не готовы. Взмыленные и чумазые, мы сидели на полу вагона и дрожащими руками запихивали в рот бутерброды, которые взяли с собой из дома. Хозяин камер обедал рядом. Он поинтересовался, ради чего мы тут? Услышав ответ, он уставился на нас. Затем посмотрел на гору резины, которую еще предстояло разгрузить, и достал из бумажника еще две десятирублевые купюры и, протягивая, сказал: "Держите, ребята! Пусть это будет мой вклад в вашу будущую группу", - рассказывает Ильяс Аутов.
Но группе так и не суждено было появиться. Настали 90-е, и нужно было как-то выживать. Тогда Батыр Казыбаев выбрал другой путь. Тоже нелегкий и извилистый. Путь к вершине медиасферы. Но даже это не ослабило его любовь к музыке. Она вылилась в фестиваль международной этнической музыки The Spirit of Tengri.
"The Spirit of Tengri. Для Батыра это была отдушина. Я знаю, что у него был дефицит сна, дефицит свободного времени. И вот эта отдушина в виде Spirit of Tengri очень помогала. Особенно в командировках он становился тем Батыром, с которым я впервые познакомился в пионерском лагере. Фестиваль помогал ему быть молодым, быть с музыкой", - говорит друг Батыра Жан Кастеев, которому принадлежит идея создания фестиваля.
Батыра нельзя назвать меломаном. Он не слушал все подряд. Он восторгался только качественной музыкой. Музыкой со смыслом. Каким-то образом он проникал в глубину произведений, смакуя их мелодии и слова. Вот он самозабвенно фальцетом поет "Зурбаган" и "Луч солнца золотого" из "Бременских музыкантов". А потом вместе с друзьями исполняет партии Атоса и Арамиса из "Трех мушкетеров".
Батыр обладал особым восприятием мира и мог отзываться на каждую ноту, каждый аккорд, понимая, что музыка - это нечто большее, чем просто звуки.
"Его плейлисты были произведением искусства. Их можно было дарить в подарок, что он и делал. Скидывал на флешки, дарил друзьям. Затем уже скидывал в онлайн-формате. У меня в машине всегда была такая флешка. Конечно, он обожал рок-н-ролл. Это легендарные Джон Леннон и Пол Маккартни, Фреди Меркьюри. Обожал джаз и классику. Позже стал восхищаться этномузыкой. Лично отслушивал весь материал для фестиваля, присутствовал на репетициях. Открывал для себя новое. Батыр всегда пел детям. Поэтому благодаря ему все наши дети музыкальны и у них прекрасный музыкальный вкус", - говорит Зауре Казыбаева, супруга Батыра.
С друзьями он частенько слушал винил. Это была их особая традиция. Скорее, даже такая музыкальная "медитация". За редкими пластинками они охотились по всему миру, поэтому у каждого из них была своя эксклюзивная коллекция винила. Чем бы Батыр ни занимался дома, его всегда сопровождала музыка, звучавшая из его любимой колонки. Даже наушники он настолько тщательно выбирал, чтобы ничего не могло испортить звучание его любимых композиций.
"Батыр в последнее время очень увлекался культурой казахского народа. И когда мы куда-то ездили, он всегда ставил музыку в машине, очень редкую. До сих пор у нас нечасто я могу ее услышать: то это молодые казахи из Китая или из Монголии, то какие-то свои творческие эксперименты он ставил. И ему очень нравилась эта музыка. Мы ехали и всегда слушали молча. Он закрывал глаза, откидывался на сидение и, по-моему, блаженствовал", - вспоминает его близкий друг Даурен Блиев.
И если бы он не стал медиаменеджером, то наверняка стал бы отличным музыкантом. Но это была бы уже совсем другая история…
Сегодня, 6 января, Батыру Казыбаеву, невероятно талантливому, интеллигентному и жизнерадостному человеку, основателю холдинга Alash Media Group, исполнилось бы 55. И сегодня он обязательно бы спел под гитару для родных и друзей. И в его удивительный, слегка с хрипотцой голос и харизматичное исполнение снова влюбились бы все... даже те, кто слышал его сотню раз. Он сорвал бы овации, скромно улыбнулся и не смог бы остановиться, продолжая жить музыкой...
С днем рождения, Батыр Какимжанович! Наш гениальный и безумно талантливый Шеф. Искренний, добрый, готовый прийти на помощь и безмерно любящий жизнь! С Вашим днем! Спасибо, что когда-то выбрали именно нас...
Показать комментарии
Читайте также