В центре Актобе жильцы старого общежития живут фактически в условиях коммунального выживания. Дом 1969 года разрушается, в подъездах сырость и полумрак, а за пользование единственной в здании душевой люди платят, чтобы помыться, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
Эта "коммунальная экономика" уже стала причиной затяжного конфликта между соседями. Жильцы требуют признать дом аварийным и сменить домоуправление. Но пока решения нет — напряжение только растёт.
Общежитие, построенное ещё в конце 60-х, стоит буквально в нескольких кварталах от областного акимата.
Но близость к власти здесь не решает никаких бытовых вопросов. Фасад здания осыпается, с облицовки периодически падают кирпичи.
В подъездах — сырость, грибок и оголённые провода.
В некоторых комнатах стены стянуты трещинами. Но главное — в пятиэтажном здании всего одна душевая на всех.
Чтобы просто помыться, жильцы выстраиваются в очередь и… оплачивают время.
"Душевая у нас единственная в здании, за которую мы платим по 100 тенге с человека, с детей — 50 тенге. Получается, мы за одну и ту же воду платим два раза. Шынарбаева, которая якобы является председателем, собирает деньги незаконно. У нас есть решение суда", — рассказывает жительница общежития Конырша Танирбергенова.
Ещё два года назад одна из жительниц подала иск. Суд подтвердил: брать плату за душ незаконно. А деятельность председательницы дома не оформлена. Однако реальных изменений не последовало.
"Я выиграла суд — по решению я купаюсь бесплатно. Но с остальных она продолжает брать по 100 тенге. Там должен стоять счётчик — его нет. Полчаса помыться — и то не успеваешь, она может в дверь стучать и ногами пинать", — говорит Гульжайна Жасакбаева, выигравшая иск против председателя.
Жильцы рассказывают: вечером у душевой всегда очередь. Записываются заранее, например, с 18:00, чтобы успеть до закрытия.
"У нас очередь. В основном вечером. Днём свободнее. Например, я записалась на 18:00, Аня — на 18:30. До 11 душ работает, потом я его мою", — говорит жительница общежития Гульмира Байжанова, ответственная за уборку в душевой комнате.
Часть жильцов поддерживает председательницу и считает плату за душ обоснованной.
"Чтобы душ был платным — решение было жильцов на собрании. На эти деньги покупаем хлорку и перчатки, чтобы убирать", — поясняет Байжанова.
Но противники уверяют: протоколов собраний никто не видел, отчётов нет.
Некоторые жильцы общежития вспоминают и пожар двухлетней давности — тогда загорелась проводка, но капитального ремонта в здании так и не было. Недовольные создали инициативную группу и наняли юриста.
"За три года аким города не нашёл времени прийти и увидеть условия. Общежитие в аварийном состоянии: электрические провода свисают, стены разрушаются. Два года назад был пожар — реакции нет", — говорит представитель инициативной группы Галия Султанова.
По словам жильцов, в комнатах — клопы, тараканы и мыши.
Жильцы общежития требуют признать дом аварийным и провести проверку по факту незаконного сбора денег. В акимате отвечают: решение ещё не готово.
"Сейчас проводится техническое обследование. Документы ещё не готовы. Когда будут — мы сообщим и соберём жильцов", — прокомментировала ситуацию главный специалист отдела жилищных отношений Актобе Асия Омарова.
Жильцы утверждают, что техобследование уже проводили в 2018 году и тогда дом был признан изношенным на 42 процента. За это время, говорят они, состояние здания стало только хуже.
Пока же люди продолжают делить очередность на душ. А дом, где соседские споры давно стали нормой, продолжает трескаться — и не только по стенам.
“Держится на моих руках“: история казахстанки, которую может погубить собственный дом
Ранее мы писали, что в посёлке Сарыкобда Алгинского района Актюбинской области вдова с двумя детьми боится остаться под завалами собственного дома. Ещё пять месяцев назад 51-летнюю Улжан Бисембаеву поставили первой в очередь на переселение. Но семья по-прежнему живёт в аварийном доме, который может обрушиться в любую минуту.