ПОДЕЛИТЬСЯ
24 ноября 2020 | 16:58
Почему "Буран" был "вершиной космонавтики", рассказал эксперт
В последнее время в Казахстане не умолкают разговоры вокруг многоразового космического корабля "Буран". Интерес к нему возрос после заявления главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина о желании купить у казахстанца ракетный комплекс. Выяснилось даже, что власти нашей страны планируют вернуть судно в государственную собственность - такой иск был подан в суд.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В последнее время в Казахстане не умолкают разговоры вокруг многоразового космического корабля "Буран". Интерес к нему возрос после заявления главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина о желании купить у казахстанца ракетный комплекс. Выяснилось даже, что власти нашей страны планируют вернуть судно в государственную собственность - такой иск был подан в суд.
В чем же особенность "Бурана" и почему его считают вершиной авиации и космонавтики? Об этом в интервью корреспонденту Tengrinews.kz рассказал российский авиационный специалист, кандидат технических наук Вадим Лукашевич.
Вадим Лукашевич не участвовал в проекте "Буран", но он больше 10 лет изучает историю космонавтики. Особенно его интересуют авиационно-космические и многоразовые транспортные системы. По его словам, "Буран" - самый крупный проект в истории советской и российской космонавтики.
Специалист отметил, что на систему "Энергия-Буран" работало 2,5 миллиона человек по всему СССР, причем более миллиона из них занимались непосредственно ее созданием.
Лукашевич также добавил, что к началу 1992 года общие прямые расходы на программу составили 16,4 миллиарда рублей.
"Я считаю, что "Буран" стал вершиной авиации и космонавтики, потому что это аппарат, который одновременно является и космическим кораблем, и орбитальным самолетом. Его пока не превзошли по уровню. Есть какие-то направления, которые пошли дальше, но в целом такой аппарат еще не был создан.
Наследие "Бурана" - это двигатели РД-170,171 , которые использовались на ракетах "Зенит". Сейчас они в модифицированном виде будут использоваться на кораблях "Союз-5". Двухкамерная модификация РД-180 летает на американском "Атласе", однокамерная РД-191 - на нашей "Ангаре".
А теплозащита "Бурана" сейчас используется на военных объектах", - рассказал он.
15 ноября 1988 года корабль-ракетоплан "Буран" совершил два витка вокруг Земли, вспоминает специалист. Полет длился 205 минут. На борту никого не было, корабль летел в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера и программного обеспечения. Этот факт вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Американские СМИ назвали это событие "эпохальным", отметил Лукашевич.
"Американцы начали работать над своим шаттлом в 1972 году, а полетели в 1981-м. В СССР начали разработки в конце 1970-х годов, а полетел "Буран" в 1988 году. То есть мы создавали его с оглядкой на шаттл. Но мы создали более совершенную машину.
Наш "Буран" лучше в том смысле, что шаттл летает 14 дней, а наш корабль - месяц. Шаттл может вывести на орбиту 29 тонн, а "Буран" - 30. Вернуть с орбиты шаттл может 14 тонн груза, а наш - 20. У нас объединенная двигательная установка, мы используем криогенный окислитель. В этом плане мы шагнули гораздо дальше американцев", - рассказал Вадим Лукашевич.
После распада СССР уникальные корабли стали не нужны России, рассуждает он.
"Михаил Горбачев тормозил проект, потому что выступал за разоружение и прекращение гонки с США. А потом Борис Ельцин в 1992 году и вовсе все закрыл, потому что развалился СССР, и корабль стал России не нужен. Таков печальный конец "Бурана". Он опередил свое время, а может быть появился слишком поздно.
Возможно, если бы начал летать лет на пять раньше, то его судьба сложилась бы иначе", - добавил он.
Специалист также опроверг слухи о внештатной ситуации, возникшей с "Бураном" во время посадки больше 30 лет назад.
"Предполагалось, что корабль выпрямит траекторию при заходе на посадку. Но бортовой комплекс посчитал, что слишком большая скорость, которую нужно погасить. Поэтому он сделал еще один отворот, во время которого "Буран" еще потерял скорость. Затем он затормозил и сел. Это была штатная ситуация. Просто от него не ожидали такого выбора.
При этом до сих пор никто не повторил автоматическую посадку из космоса корабля такого размера.
Много других фактов о космическом корабле можно узнать на сайте "Энциклопедия крылатого космоса", - добавил Лукашевич.
Вадим Лукашевич вспомнил несколько неудачных попыток продать корабль. К мужчине несколько раз обращались из немецкого технического музея Шпайера, они искали владельца "Бурана". А в 2019 году Министерство обороны России планировало перевезти корабль в военно-патриотический парк "Патриот" в Московской области.
"Заявление Рогозина я всерьез не воспринимаю. Если бы он реально хотел купить, он бы, не поднимая шума, нашел владельцев и с ними договорился. Но Рогозин - человек пиара. Он сказал, что якобы не мог найти частного владельца-казаха. Но я его еще с начала 2000-х знаю.
Буквально через два дня после заявления Рогозина появилось сообщение о том, что власти Казахстана начали судиться, чтобы забрать "Буран" в госсобственность. То есть фактически Рогозин своими словами возбудил интерес к "Бурану" и поднял цену. "Роскосмос" сейчас и так сокращает бюджет, ему эта покупка не по зубам".
"Это наша история, вершина, на которую нам не скоро удастся вернуться. То, что мы, страны постсоветского пространства, могли сохранить, но потеряли", - резюмировал он.
Ранее глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин пытался найти владельца хранящегося на Байконуре корабля "Буран", чтобы выкупить его.
Даурен Муса рассказал, что в эпоху советской космонавтики было создано только два полноценных летательных космических челнока - "Буран 1.01" и "Буран 1.02". К "Бурану 1.01", который совершил успешный полет в 1988 году и был уничтожен в 2002 году, мы отношения не имеем. "Буран 1.02" не пострадал.
Показать комментарии
Читайте также