15 декабря 2016 | 16:33

Политологи прокомментировали слова Назарбаева о распределении полномочий власти

Павел Атоянц Журналист
Фото Турар Казангапов©

Выступая на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости Казахстана, Нурсултан Назарбаев поручил рассмотреть вопрос перераспределения власти между Президентом, правительством и Парламентом. Казахстанские политологи прокомментировали для Tenginews.kz заявление Главы государства.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Выступая на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости Казахстана, Нурсултан Назарбаев поручил рассмотреть вопрос перераспределения власти между Президентом, правительством и Парламентом. Казахстанские политологи прокомментировали для Tenginews.kz заявление Главы государства.

Оглядываясь на историю республики, политолог Данияр Ашимбаев подметил, что перераспределения полномочий происходили в стране регулярно и этот процесс имеет постоянный характер. Так, в действовавшую в Казахстане до 1993 года Конституцию, по словам Ашимбаева, поправки вносились чуть ли не ежемесячно. Следующая Конституция 1993 года продержалась всего два года, а в Конституцию 1995 года поправки вносились уже трижды или четырежды. При этом создавались и упразднялись различные министерства, комитеты, агентства, ведомства и так далее. Иными словами, как выразился политолог, полномочия "гуляли туда-сюда" и это продолжается до сих пор. 

Реклама
Реклама

"Даже сейчас идет большая работа над очередной реорганизацией правительства. Недавно обсуждалось возможное создание Министерства иностранных дел и торговли, вопросы о передаче сферы туризма ведению Министерства культуры, миграцию в ведение МВД. Текущее объявление об очередном распределении полномочий не является экстраординарным. Такой процесс идет постоянно, он шел и будет идти", - высказал мнение Ашимбаев.

При этом политолог, рассуждая о распределении полномочий в Казахстане, полагает, что на резкое сокращение своих полномочий Президент не пойдет.

"Давно ходил разговор, что Нурсултан Назарбаев отменит всенародные выборы с тем, чтобы Президента выбирал Парламент. А также о новой модели для поэтапной смены политической системы и руководства страны. На самом деле Глава государства никогда не променяет легитимность от всего народа на легитимность, полученную от нескольких десятков депутатов", - уверен политолог.

Задел для реформ есть достаточно большой, отмечает Ашимбаев. К примеру, может быть расширен контроль за полномочиями Парламента, правительства и акиматов, которые во многом действуют бесконтрольно.

"Это самое уязвимое место в нашей политической системе. Мы видим по отчетам Счетного комитета, что с каждым годом нарушений и злоупотреблений фиксируется все больше, но никаких мер практически не предпринимается. Повышение внутреннего контроля в политической системе является наиболее важной задачей. Если будет рассматриваться именно этот вопрос - это плюс. Все остальное глобального значения иметь не будет", - заключил политолог.    

В свою очередь политолог Эдуард Полетаев отметил, что разговор о перераспределении полномочий ведется уже десять лет, фактически со времен конституционной реформы 2007 года. Поэтому точно нельзя сказать, что в декабре 2016 года возникла какая-то резкая необходимость в изменениях. Так как система исполнительной власти в РК включает в себя достаточно много человек, получающих неплохие бонусы и зарплаты, то, как замечает Полетаев, вопрос распределения полномочий остается актуальным всегда.

"Назарбаев уже подчеркнул, что республика сохранит президентскую форму правления. Нужно просто посмотреть, какие полномочия могут быть переданы Парламенту либо премьер-министру. Это весьма дискуссионный вопрос. Вполне возможно, не Президент будет акимов областей или городов республиканского значения назначать, а это будет делаться с подачи Парламента. Возможны изменения в отношении судов и судей. Сейчас Президент назначает на должности и председателя, и председателя коллегии. Нужно посмотреть, чем можно поступиться, чтобы государство продолжало эффективно действовать", - высказался политолог.

Он также предположил, что вряд ли конституционная реформа начнется после Нового года. Вполне возможно, это вопрос второй половины 2017 года. Однако дискуссия задана, и какие-то изменения произойдут. 

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная