23 мая 2023 | 07:15

Повышать тарифы нельзя откладывать. Мнение экспертов

Святослав Антонов Корреспондент
Фото:elements.envato.com

Эксперты рассказали, насколько нужно поднимать тарифы на тепло и электричество в Казахстане, чтобы обеспечить ремонт сетей, передает корреспондент Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Эксперты рассказали, насколько нужно поднимать тарифы на тепло и электричество в Казахстане, чтобы обеспечить ремонт сетей, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Эксперт в области энергетики, экономист и член гражданского совета по коммунальным тарифам Асет Наурызбаев выступает за рыночную схему формирования тарифа, когда он определяется исходя из предложений возможных поставщиков. В этом случае, по мнению Наурызбаева, цена повысится всего на 6 тенге за киловатт-час.

"Возьмем возобновляемую энергетику, где цены складывают через аукционы. Оптовая цена энергии составляет от 13 до 16 киловатт-час, что значит, что рыночная цена будет не более 30 тенге за киловатт-час. Соответственно, при рыночном формировании тарифа цены не могут быть выше, чем от источников возобновляемой энергии, то есть угольная и газовая энергетика не должна стоить дороже оптовой цены в 16 киловатт-час", - рассказал энергетик.

Реклама
Реклама

Что касается тепловых сетей, то тут, по мнению Наурызбаева, на протяжении многих лет тариф складывался неправильно, то есть его искусственно занижали, что привело к изнашиванию инфраструктуры и нехватке денег на реконструкцию. Такая ситуация, как считает экономист, более выгодна богатым потребителям тепла, чем бедным, так как расходы энергии у первых были значительно выше и экономия была больше. Сейчас, как отметил экономист, тариф необходимо постепенно поднимать, но чтобы определить эти новые тарифы, необходимо провести объективный анализ ситуации и понять, насколько велико было отставание в модернизации теплосетей.

"Мое мнение, что тарифы нужно поднимать в два раза, чтобы люди наконец начали экономить тепло. Сейчас во многих домах и квартирах вообще никак не контролируется расход тепла. Только высокий тариф может заставить потребителей ставить счетчики и "прикручивать краны", не открывать окна зимой и утеплять свои дома. Мы расходуем тепло очень нерационально. В богатой Европе и США зимой температура в домах +18, а у нас все хотят, чтобы было выше 22 градусов. Тариф на тепло нужно резко повышать, и тогда станет действительно рентабельным проведение реконструкции теплосетей внутри самих домов, чтобы снизить расходы энергии и повысить контроль за ее расходованием. При этом бедным слоям населения увеличившийся тариф нужно компенсировать за счет богатых, которые все это время экономили большие средства на низких тарифах", - добавил Наурызбаев.

В отношении газа эксперт также считает, что цены должны формировать на свободном рынке через аукцион на строительство газоперерабатывающего завода.

Экономист Марат Абдурахманов считает, что, прежде чем поднимать коммунальные тарифы, нужно заставить монополистов исполнять свои договорные обязательства и в частности прописанные в действующих правилах инвестиционные обязательства. По его словам, монополисты не отчитались перед антимонопольными органами о вложениях в инфраструктуру. В той же сфере электроснабжения они должны были ежегодно тратить не менее трех процентов от стоимости валовой выручки на ремонт сетей. Тарифы в Казахстане с 2000 года резко росли уже дважды, но ни в первом, ни во втором случае это не привело к кардинальному изменению ситуации по изношенности сетей и сокращению процента износа. Как отметил Абдурахманов, новое повышение также ни к чему не приведет.

"Это все есть в нормативах, технических регламентах и стандартах. Ничего нового выдумывать не надо, просто нужно проконтролировать, чтобы монополисты соблюдали эти нормы и правила и провели модернизацию инфраструктуры за счет прибыли, которую они все эти годы получали... Возникает резонный вопрос: если им требуются инвестиции, то, может, имеет смысл отказаться от существующей практики и вести регулирование соблюдения ими технических и бухгалтерских нормативов. Такие предложения были переданы в уполномоченные органы – КРЕМ - еще в 2016 году (примечание. КРЕМ не регулирует тарифы энергопроизводящих компаний, в части производства электрической энергии). К примеру, если взять Экибастузскую ГРЭС, то за эти 20 лет они имели прибыль от 20 до 90 миллионов в год. Теперь они требуют повысить тарифы, чтобы построить новую станцию вместо той, которую они довели до плачевного состояния. Где тут логика? Почему они не исполняли обязательства как инвесторы?" - отметил эксперт.

Как отмечает экономист, эксперты еще в 2016 году предлагали внести строчку в правила формирования тарифов касательно обязательного прописывания монополистом инвестиционный программы. Однако в КРЕМ это отказывались обсуждать. Если бы такие правила были приняты, то, по мнению экономиста, ситуация, которая была этой зимой в Экибастузе и Риддере, даже не случилась бы.

"Если ретроспективно считать с 2016 года все прибыли, которые получили монополисты и распределили в качестве бонусов для своих акционеров, вместо того, чтобы направить их на ремонт сетей и оборудование, то сейчас бы уже не потребовалось повышение. Этих денег, не вложенных за последние 10 лет, хватило бы и на строительство ГРЭС в Экибастузе, и на модернизацию ТЭЦ-2 в Алматы", - добавил Марат Абдурахманов.

Эксперт считает, что необходим комплексный аудит со стороны антимонопольного ведомства деятельности компаний за последние годы. Как отметил Абдурахманов, инвестиции некоторых монополистов не покрывали даже амортизацию, то есть необходимый ремонт, не говоря уже об устранении накопившегося износа сетей.

Эксперт в области ЖКХ и член комиссии ЖКХ при совете ветеранов Алматы Владимир Малишевский отметил, что ряд общественников и экспертов, входящих в гражданскую инициативу "Гражданский совет" по тарифам еще в прошлом году предлагали акимату и Агентству по защите и развитию конкуренции свой вариант корректировки тарифов на электричество, подразумевающий введение дифференцированного тарифа в зависимости от объемов потребления.

По его словам, в текущей ситуации для населения, то есть физических лиц, тарифы на электричество в Алматы заниженные и находятся на уровне ниже себестоимости. При этом весь доход "АлматыЭнергоСбыт" получает от продажи электричества для бизнеса и бюджетных организаций, так как для них тариф, наоборот, намного выше себестоимости. В связи с этим в последние годы все больше потребителей среди коммерции и бюджетников отказываются от услуг "АлматыЭнергоСбыт" в пользу других организаций, у которых отпускная цена чуть ниже. Из-за этого "АлматыЭнергоСбыт" терпит постоянные убытки и не может закрыть свои долги перед "АЖК" и электростанциями, что приводит к общей нехватке средств в энергетической отрасли и тормозит ее развитие и реконструкцию сетей. Активисты же фактически предлагали сделать единый тариф и для бизнеса, и для населения, но разграничить его по объемам потребления.

"Раньше убытки "АлматыЭнергоСбыт" от продажи электричества ниже себестоимости компенсировали "жирные" клиенты из числа коммерсантов. Теперь их все меньше. Мы же предлагали еще в прошлом году ввести единый дифференцированный тариф. Если бы нас тогда послушали, то "АлматыЭнергоСбыт" уже сейчас бы сократил свои убытки. Из-за нехватки финансов невозможно провести ремонт и модернизацию сетей и генерирующих мощностей", - добавил Владимир Малишевский.

Всех потребителей эксперты предлагали разделить на три категории: те, кто потребляет менее 90 киловатт-час в месяц, те, кто потребляет от 90 до 150, и те, кто тратит более 150 киловатт-час. Для первой категории, которая включает почти треть населения Алматы и куда входит большинство несильно обеспеченных горожан с небольшой жилплощадью, тариф бы практически не изменился, так как эксперты предлагали датировать его за счет тех средств, которые государство и так выделяет для компенсация заниженных тарифов для всего населения энергокомпании. Фактически те, кто тратит менее 90 киловатт-час, вообще не почувствовали бы изменений. Вторая категория, те, кто тратит выше 90 киловатт-час, платили бы на 10-15 процентов больше. Фактически это привело бы к удорожания электричества на 1000-1500 тенге в месяц, что по мнению Малишевского, не так много для этой категории граждан. Самое большое увеличение коснулось бы граждан, расходующих свыше 150 киловатт-час. Для них счета выросли бы от 3000 до 7000 тенге в месяц, однако при таких больших расходах энергии это не столь значительно, так как в эту категорию попадают очень обеспеченные люди, а также крупный бизнес и производства.

Владимир Малишевский отмечает, что предложения экспертов в этой области не были приняты и вместо этого рост тарифов на электричество решили растянуть на три года для всего населения. По словам эксперта, если бы опыт оказался успешным, то в будущем его можно было применять и к тарифам на тепло, газ и воду.

Эксперт также отметил, что не стоит спешить с подъемом тарифов на тепло, так как ситуация в этой сфере намного сложнее, чем в электроснабжении.

Напомним, что в декабре 2022 года стало известно, что из-за необходимости ремонта и модернизации коммунальных сетей в Казахстане в 2023 году вырастут тарифы на комуслуги.

В апреле 2023 министр национальной экономики Алибек Куантыров заявил, что в среднем рост тарифов по стране составит от 10 до 30 процентов в зависимости от региона и субъекта естественной монополии.

В мае 2023 премьер-министр Алихан Смаилов объявил выговор председателю Комитета по регулированию естественных монополий за затягивание работы по повышению тарифов на комуслуги и начала модернизации инфраструктуры.

Отправляем самые главные новости и самые интересные новости прямо к вам на телефон. Подпишитесь на наш Telegram-канал!

Нажмите сюда, чтобы подписаться и получать казахстанские новости в сервисе от Google.

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная