Проблема казахстанских перевозчиков - в отсутствии должного стабильного субсидирования. Об этом заявил заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Ельдос Рамазанов.
"В настоящее время в сфере пассажирских городских перевозок накопились системные проблемы, это наглядно показывают забастовка в Жамбылской области и трагедия в Актюбинской области", - говорит Ельдос Рамазанов.
Заместитель председателя правления считает, что одна из ключевых проблем - это отсутствие должного субсидирования убытков перевозчиков. Особенно если учитывать, что в отрасли существует высокий износ парка автобусов.
"Из порядка 12 тысяч автобусов по стране физический износ составляет около 60 процентов. При этом ежегодное обновление автопарка составляет лишь от 3 до 5 процентов при необходимых 20 процентах, то есть трех тысячах. Не исключаются и такие моменты, как рост цен на горюче-смазочные материалы, запчасти и прочее, в связи с чем отрасль стала убыточной и не развивается. Казахстанские перевозчики накопили огромные суммы долгов и зачастую уже не способны обслуживать население. Такая ситуация складывается как у частных, так и у муниципальных парков", - подчеркнул Ельдос Рамазанов.
"Атамекен" считает, что на сегодняшний день отрасль не способна обновлять автопарк, под угрозой срыва сектор регулярных перевозок. А это несет в себе угрозу сбоя в работе промышленных предприятий и нанесет серьезный ущерб экономике страны.
"Если полагаться на тот же международный опыт, в большинстве развитых стран общественный транспорт субсидируется государством. У нас субсидируются перевозки лишь в семи регионах (Алматы, Алматинская, Акмолинская области, ВКО, Павлодарская область, СКО, Кызылординская область - прим.) из 16, и то лишь частично. Хотя имеется вся необходимая нормативная правовая база. Данная ситуация неприемлема для развития пассажирских перевозок. "Атамекен" неоднократно поднимал этот вопрос на правительственном уровне. Сейчас по поручению первого заместителя премьер-министра РК Аскара Мамина разработана комплексная программа развития пассажирских автобусных перевозок, которая находится на рассмотрении в правительстве", - сообщил Ельдос Рамазанов.
В программе предусмотрено субсидирование в полном объеме.
"В свою очередь, бизнес готов взять на себя обязательства по повышению прозрачности, увеличению казсодержания через механизм "связанных" субсидий, что даст тысячи рабочих мест и десятки миллиардов тенге налогов и, самое главное, обеспечение безопасности. Добавлю, что уже имеется положительный опыт, это применение электронного билетирования (Алматы, Астана и Караганда), GPS-трекеров (в большинстве регионов) и автоматических счетчиков пассажиров, что обеспечивает финансовую прозрачность и повышение качества услуг. В целом "Атамекен" подчеркивает необходимость разработки отдельной государственной программы развития автомобильного транспорта, которая даст толчок в правильном, качественном и, еще раз повторюсь, в безопасном развитии отрасли", - резюмировал заместитель председателя правления.