ПОДЕЛИТЬСЯ
02 июня 2023 | 17:19
Транспорт, нефть, зерно. Токаев обозначил приоритеты в сотрудничестве с ЕС
Президент Касым-Жомарт Токаев обозначил приоритеты в сотрудничестве с Европейским союзом, передает Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Президент Касым-Жомарт Токаев обозначил приоритеты в сотрудничестве с Европейским союзом, передает Tengrinews.kz.
"За последние годы внутрирегиональные экономические связи стран Центральной Азии вышли на качественно новый уровень. Только за прошлый год товарооборот Казахстана со странами региона вырос на 19 процентов, составив 8 миллиардов долларов. В обозримой перспективе мы ставим цель довести данный показатель до 15 миллиардов.
Динамично растут и объемы общерегиональной торговли со странами Европейского союза. По итогам прошлого года этот показатель вырос более чем на 60 процентов, достигнув 49 миллиардов долларов.
Приоритетной задачей является увеличение экспорта за счет расширения торговой номенклатуры. Казахстан готов нарастить свой экспорт в страны ЕС по 175 несырьевым товарным позициям на сумму 2,3 миллиарда долларов в таких сферах, как машиностроение, производство железа и стали, пищевая промышленность", - отметил Президент.
Большие перспективы сотрудничества, по его словам, имеются в сельском хозяйстве. Казахстан ежегодно экспортирует 5 миллионов тонн зерновых и 1,5 миллиона тонн муки.
"В прошлом году объем взаимной торговли продовольственными товарами между Казахстаном и странами ЕС увеличился на 35 процентов, составив почти 1 миллиард долларов. Это далеко не предел. Уже сегодня наши аграрии готовы нарастить экспортные поставки зерновых и масличных культур, другой продукции.
Используя взаимный потенциал в аграрной сфере, мы можем существенно укрепить продовольственную безопасность наших регионов", - сказал Касым-Жомарт Токаев.
Энергетический сектор традиционно занимает одну из ключевых ниш во взаимодействии Казахстана с Европейским союзом. Токаев пояснил, что Казахстан ведет работу по диверсификации маршрутов транспортировки энергоресурсов.
"В настоящее время 80 процентов экспорта казахстанской нефти в Европу осуществляется через Каспийский трубопроводный консорциум. Исходя из общих интересов, рассчитываем на дальнейшую поддержку со стороны ЕС для обеспечения долгосрочных и стабильных поставок через этот стратегически важный нефтепровод", - отметил Президент.
В тесном сотрудничестве с азербайджанскими партнерами Казахстан также развивает Транскаспийский маршрут. К примеру, с начала текущего года начата прокачка казахстанской нефти по маршруту "Актау – Баку – Тбилиси – Джейхан" объемом 1,5 миллиона тонн в год.
"В среднесрочной перспективе мы планируем расширить экспорт нефти по направлению "Актау – Батуми", а также увеличить объемы прокачки через трубопроводы Транскаспийского маршрута.
В то же время Казахстан начал осуществлять поставки нефти в Германию через трубопровод "Дружба". С начала текущего года уже реализованы поставки в объеме 90 тысяч тонн. Имеется потенциал по доведению этого показателя до 1,2 миллиона тонн в год с возможностью его увеличения в будущем", - отметил Глава государства.
Центральная Азия, по его словам, является своеобразным мостом для более чем 80 процентов сухопутных транзитных перевозок по маршруту "Китай – Европа". При этом на текущем этапе стратегическое значение приобрел Транскаспийский международный транспортный маршрут. Он, по словам Токаева, способен значительно повысить уровень взаимодействия между нашими регионами.
"В ходе недавнего государственного визита в КНР мы с китайскими партнерами запустили строительство логистического терминала в городе Сиане. Ожидаем, что данный порт станет важным хабом для отправки прямых контейнерных поездов через территорию Центральной Азии в Европу", - сообщил Президент.
Кроме того, Казахстан готов к совместной работе с европейскими партнерами по сопряжению Транскаспийского маршрута с Трансъевропейской транспортной сетью (TEN-T) и мегаинициативой Global Gateway.
"19 мая Европейский банк представил исследование по устойчивым транспортным связям между Европой и Центральной Азией. В нем обозначено, что так называемая "Центральная транскаспийская сеть", проходящая через территорию Южного Казахстана, определена в качестве "наиболее устойчивого варианта".
По предварительным оценкам, общие инфраструктурные потребности в инвестициях для значительного улучшения "Центральной транскаспийской сети" оцениваются в 18,5 миллиарда евро", - сказал Токаев.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также