21 июля 2019 | 18:01

Вернувшаяся из Сирии павлодарка рассказала о жизни в лагере боевиков

Вернувшаяся из Сирии павлодарка рассказала, как оказалась в лагере боевиков, передает корреспондент Tengrinews.kz. 28-летняя павлодарка Асем привыкает к мирной жизни, но все еще боится рокота самолетов и резкого шума. Выпускница педколледжа прожила в Сирии почти шесть лет, последние два года были самыми ужасными.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Вернувшаяся из Сирии павлодарка рассказала, как оказалась в лагере боевиков, передает корреспондент Tengrinews.kz. 28-летняя павлодарка Асем привыкает к мирной жизни, но все еще боится рокота самолетов и резкого шума. Выпускница педколледжа прожила в Сирии почти шесть лет, последние два года были самыми ужасными.

Двое ее сыновей родились там. Старшему сыну сейчас пять лет, младшему - полтора года. Они уже почти забыли о жизни на чужбине: перестали вздрагивать от резких звуков и плакать от голода. Сейчас им нравится играть во дворе со сверстниками и крепко прижиматься к любящим апашкам и аташкам. Их маме забыть пережитое сложнее. По словам молодой женщины, были дни, когда она с детьми голодала. Не было ничего, кроме воды, за которой приходилось ходить на речку, проходящую вдоль границы. На речке постоянно шел обстрел.

Реклама
Реклама

"Нам было очень тяжело, и когда муж предложил поехать в Турцию - согласилась. Говорил, что продолжим там учебу, потом поедем в Египет, поступим в магистратуру, начнем новую жизнь, если понравится - останемся. Родителям сообщили, что едем учиться. На тот момент я не подозревала, что муж исповедует нетрадиционный ислам. Он не вел со мной никаких разговоров на эту тему, был рад, что я носила хиджаб, ходила прикрытая, читала намаз, и все. Когда приехали в Турцию, муж встретил там других казахстанцев и сказал, что едем в Сирию, там притесняют мусульман, наших братьев и сестер, и мы должны помочь. Я не хотела оставлять его", - сказала Асем.

Их встретили на границе и отвезли в лагерь боевиков. Поселили в доме, обеспечивали продуктами, едой, в месяц платили по 50 долларов на человека и 25 долларов на ребенка. Через месяц арабы сказали мужчине, что он должен совершить самоподрыв, он отказался. Вскоре их разделили. Муж женщины погиб в начале 2014 года, его убили. Женщине сообщили, что он истек кровью от тяжелого ранения. Ее перевели в дом к остальным вдовам, откуда нельзя было выходить одним на улицу, разговаривать с чужими. Через время молодую женщину повторно выдали замуж. 

Боевики часто меняли место дислокации своих лагерей, вместе с собой в качестве заложников забирали вдов и детей. По словам Асем, за шесть лет на чужбине она сменила ряд мелких селений, затем Ракку, Шадат. Последним стал населенный пункт Багуз, где молодая павлодарка уже с двумя малолетними детьми жила впроголодь в палатке с остальными женщинами.

"В 2017 году нам уже не давали денег, муки, у нас не было еды. Чтобы накормить детей, приходилось продавать вещи. Мы бедствовали, были дни, когда голодали, просили у арабов, но они если давали, то только отруби. К нам относились плохо, мы жили на улице в палатке. Селение постоянно бомбили, смерть была повсюду.

"Я хотела вернуться на родину, но боялась. Нас наказывали за любые провинности. Были женщины, которые не хотели носить никаб, читать намаз, их заставляли силой. Некоторые женщины, пытались перейти границу с детьми, но их сразу ловили, бросали в тюрьмы, казнили. Я боялась, что меня тоже поймают и убьют. Нас держали в постоянном страхе и шантажировали тюрьмой и казнью. Говорили, что на родине мы никому не нужны, если мы вернемся, нас посадят, а детей отберут", - дополнила Асем.

В 2019 году мать и ее детей вместе с остальными мирными жителями эвакуировали из Багуза к курдам, оттуда она по скайпу связалась с родными.

"Родители сказали, что очень ждут меня с сыновьями, чтобы мы скорее возвращались. Я после разговора долго плакала, все не верила. А потом, когда казахстанцы приехали за нами, обрадовалась. Меня вместе с остальными женщинами и детьми сначала доставили в Актау, а после реабилитации отправили домой. В Актау с нами работали психологи, теологи, я много полезного узнала.

Еще находясь в Сирии, поняла, что, приехав туда, совершила большую ошибку. Сейчас я радуюсь каждой минуте, каждому дню, который провожу рядом со своими детьми и родителями. Старший сын уже почти ничего не помнит о жизни в Сирии. Мне, конечно, нелегко. Но я уверена, здесь у нас все будет хорошо. Всем хочу сказать: цените своих родителей, время и дорожите тем, что у вас есть сейчас", - резюмировала женщина.

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная