В Астане продолжается суд по делу о смерти трёхлетней девочки после лечения зубов под наркозом в частной стоматологии. 5 декабря в суде допросили независимых специалистов, включая анестезиолога-эксперта, который подробно сообщил о допущенных подсудимой нарушениях, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
Контекст
Трагедия произошла 30 октября 2024 года: трёхлетняя девочка не проснулась после лечения зубов под наркозом в одной из частных клиник столицы. По словам отца, процедура длилась более 3,5 часа вместо запланированных трёх. На прошлых заседаниях он сообщил, что врачи решили одновременно лечить 18 зубов ребёнка, вместо того чтобы разделить процедуру на несколько этапов.
Судят только анестезиолога
Подсудимой по делу проходит только проходит анестезиолог. Стоматолог, проводивший лечение, перед судом не предстал. Дело рассматривается по части 3 статьи 317 Уголовного кодекса "Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшее по неосторожности смерть человека".
Анестезиологу грозит до четырёх лет ограничения или лишения свободы с возможным лишением права занимать определённые должности на срок до трёх лет.
Мнение независимого анестезиолога
Независимый приглашенный эксперт, анестезиолог Сергей Разумов в ходе допроса заявил, что нарушения, допущенные подсудимой, начались ещё на подготовительном этапе: ребёнка взяли на операцию без ЭКГ и при гнойной бронхопневмонии.
Эксперт отметил, что самые серьёзные ошибки допустили в момент пробуждения девочки. По его словам, несмотря на постоянные сигналы монитора о гипоксии и нарушении дыхания, анестезиолог продолжала отключать тревожные звуки.
"По механизму введения самой анестезии всё прекрасно видно. Если бы не было видео, можно было бы говорить, что есть признаки внезапной смерти. Когда анализируешь видеофиксацию, постоянно идёт зуммер с монитора наблюдения - это говорит о проблеме, сигнализирует тревогу, опасность. Вы его постоянно выключаете. Зуммер идёт с аппарата ИВЛ и с наркозного аппарата - там тоже какая-то проблема, и вы его тоже выключаете. В критический период с 13:45 до 14:00 монитор у вас выдаёт постоянно звуки", - заявил эксперт.
"Повторно ввела ребёнка в наркоз" - анестезиолог
Сергей Разумов также обратил внимание на то, что после того, как ребёнок начал кашлять и двигаться, анестезиолог повторно включила принудительную вентиляцию и увеличила концентрацию "Севоран". Эксперт отметил, что подсудимая, судя по действиям, находилась "в растерянности, не могла понять, что случилось".
Судья уточнил у эксперта: "То есть была повторная подача "Севорана"?"
Сергей Разумов ответил, что подача была неоднократной.
"Как я понимаю, доктор растерялась, не могла понять, что случилось. Сначала увеличила дозу максимально, затем убрала на среднее значение, далее попыталась уменьшить, потом опять несколько раз его увеличивала. Это все фиксировано в рецензии...(....) Его надо было отключать, я это действие совершенно не понял", – сказал эксперт.
Разумов подчеркнул, что повторное введение анестетика фактически снова погрузило ребёнка в наркоз с максимальной концентрацией.
"На фоне общего состояния и введения внутривенных препаратов мы увидели, что (состояние - Прим.ред) ребёнка начало ухудшаться. В 14:01 продолжают подавать "Севоран". В 14:02 подсоединили электроды, а в 14:06 доктор уже просит принести дефибриллятор. Возникло критическое терминальное состояние, с которым, к сожалению, не справились ни несколько бригад, ни приглашённый кардиоанестезиолог, ни прибывшая скорая помощь".
Комбинация препаратов
Особое внимание эксперт уделил введению дополнительных лекарственных препаратов, не зафиксированных в карте наркоза. Он заявил, что в крови ребёнка обнаружили кетопрофен и антигистаминные препараты. Эксперт отметил, что во время пробуждения анестезиолог дала команду ввести "Супрастин, 1 мл" и "0,3 кальция".
Подсудимая спросила: "На что вы ссылаетесь, утверждая, что сочетание "Супрастина", "Севорана" и хлорида кальция критично и привело к брадикардии (нарушение ритма сердца)?"
Сергей Разумов пояснил суду, что быстрое внутривенное введение хлорида кальция у маленьких детей может вызвать вазодилатацию (расширение кровеносных сосудов) и остановку сердца.
"Быстрое введение супрастина в дозе 1 мл, рассчитанной на старший возраст, вызывает резкую седацию на фоне других седативных препаратов, снижает тонус сердца, приводит к гипотонии и, возможно, депрессии дыхательного центра (дыхание становится редким - прим. ред.). По видео видно, что препараты ввели в течение 6 минут – примерно в 13:50–13:53. Через 5-7 минут у пациента возникло это состояние", – сказал эксперт.
Он также подчеркнул, что нецелевое введение кетопрофена является нарушением, так как препарат не применяется у детей до 12–15 лет.
Стороны попросили суд пригласить эксперта-анестезиолога Сергея Разумова на следующее очное заседание, чтобы он указал на все нарушения при повторной демонстрации видео лечения.
Мнение независимого педиатра
В суде также допросили независимого эксперта-педиатра Бахыт Мусину. Она в суде рассказала, что у ребёнка имелись серьёзные противопоказания для плановой анестезии. Она отметила, что девочка поступила на процедуру с острым гнойно-воспалительным процессом на фоне перенесённой вирусной инфекции. Мусина также указала на хронический дефицит железа и низкую массу тела, что отрицательно влияло на общее состояние и иммунитет.
По ее словам, ещё 30 апреля стоматолог в местной поликлинике диагностировал кариес нескольких зубов и направил ребёнка на анализы, включая пробу на аллергию к анестетикам.
"В течение мая всё это нужно завершать, залечить зубы, и проблем бы не было. Но эти пять месяцев, конечно, шло разрушение зубов у ребёнка", – отметила эксперт.
Бахыт Мусина подчеркнула, что у ребёнка уровень тромбоцитов был 600, когда норма для взрослых до 400.
"Врач-стоматолог вообще не учился, что ли? Извините меня. Я сегодня себе ставила задачу - никаких эмоций. Любой дипломированный врач должен изучать жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни", – эмоционально заявила педиатр.
Эксперт также пояснила, что анестезиолог должна была за день до процедуры проверить анализы и направить ребёнка на консультацию к педиатру.
Ранее прокурор зачитал результаты экспертизы департамента комитета медицинского и фармацевтического контроля, которые выявили нарушения в работе анестезиолога и клиники.
Стоит отметить, что недавно стало известно, что ещё один трёхлетний ребёнок умер после посещения частной стоматологии, но уже в Алматы. Родители подозревают врачей в халатности, которая, по их мнению, могла привести к смерти ребенка. После трагедии они написали заявление в полицию, однако спустя два месяца дело закрыли.
Читайте также:
- Трёхлетняя девочка умерла в стоматологии Астаны: подробности трагедии раскрыли в суде
- Смерть трёхлетней девочки в стоматологии Астаны: в суде показали видео трагедии
- “Почему не сразу вызвали скорую?“: новые детали смерти девочки в стоматологии Астаны
- Смерть девочки в стоматологии Астаны: прокурор раскритиковал поведение врачей