Государственный вуз в Туркестане устраивает пышные студенческие праздники за счёт бюджета. На посвящения первокурсников и выпускные университет оплачивает участие блогеров-миллионников и звёзд казахстанской эстрады. Один такой праздник обходится от 40 миллионов тенге, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
Заказчиком многомиллионных лотов выступает Международный университет туризма и гостеприимства.
На выпускной 2025 года вуз объявил лот на 44 миллиона 642 тысячи тенге. Тендер выиграла компания ТОО Tanba media. Мероприятие состоялось. Фактическая стоимость выпускного была скорректирована и в итоге составила 43 миллиона 650 тысяч тенге.
Миллионы на блогеров, диджеев и звёзд
В технической спецификации вуз выдвинул требования к поставщику: "мотивационное выступление" медийной личности с аудиторией от 3 миллионов подписчиков и двух популярных ведущих с совокупной аудиторией не менее 1 миллиона (у них должно быть "сочетание сильного, звучного голоса, чёткой дикции, правильной и выразительной интонации").
Помимо этого, в вузе потребовали:
- Концерт группы с тремя хитами на YouTube, набравшими в сумме более 500 миллионов просмотров.
- Живое выступление коллектива минимум из пяти человек.
- Музыкальное сопровождение от известного диджея.
Выступление блогеров-миллионников и звёзд – удовольствие недешёвое. По сути, часть бюджетных денег ушла на оплату нескольких часов их участия в мероприятии. Поставщик также был должен:
- арендовать зал на 1 400 мест со сценой и LED-экраном размерами не меньше 20×9 метров;
- рассадить выпускников перед сценой и обеспечить полное техническое сопровождение;
- разработать концепцию и сценарий фестиваля, оформить сцену, фойе и фотозоны с брендированными элементами;
- сделать промо-ролик, фото- и видеосъёмку, подготовить видеопрезентацию выпускников;
- обеспечить технический райдер для выступлений артистов.
Кого пригласили на мероприятие
В 2025 году университет выпустил 566 студентов – ради них и устроили мероприятие за десятки миллионов. В итоговом ролике стало ясно, на кого именно ушли деньги и кто был приглашён в качестве гостей и участников.
Среди приглашённых была популярная группа "Ирина Кайратовна" (Алдияр Жапарханов, Азамат Маркленов, Илья Гуменный, Улан Кайраласов). В СМИ писали, что в 2023 году стоимость их выступления на корпоративах доходила до 50 тысяч долларов. Актуальных расценок сейчас в открытом доступе нет. На мероприятии также присутствовала телеведущая Ляйла Султанкызы.
Что известно о компании
Тендер на проведение выпускного выиграло ТОО Tanba media. Компания работает на рынке больше 8 лет, зарегистрирована в Алматы. Основная деятельность – проведение культурно-зрелищных мероприятий. Её единственный учредитель – Айгуль Аксамбиева – режиссер казахстанский фильмов "Алматы, я люблю тебя", "Кусаиновы", "ВУЗеры".
За 8 лет компания выплатила 116 миллионов тенге налогов, по данным сервиса Kompra.kz. Большая часть из этой суммы пришлась на период 2023-2025 годов.
В последние три года у Tanba media появились 5 госконтрактов на общую сумму 299 миллионов тенге. Три из них алматинская компания заключила с учреждениями из Туркестана:
- Торжественное праздничное мероприятие "Қыран елім-Қазақстан", посвящённое Дню Республики за 41 миллион тенге. Договор заключён с центром из управления культуры Туркестанской области.
- Международный фестиваль Nauryz BIG FEST Халықаралық фестивалі на 26,7 миллионов тенге. Договор заключён с Домом культуры Туркестана, подведомственным акимату города.
- Проведение выпускного в Международном университете туризма и гостеприимства за 43 миллиона тенге.
Посвящение в студенты за 43 миллиона
Судя по всему, вуз не стал отказываться от масштабных мероприятий и теперь запланировал посвящение первокурсников на 43 миллиона тенге. На портале госзакупок появился лот на его проведение.
В документах он значится как "Студенческий концерт" в честь посвящения первокурсников. Организаторы требуют провести его "на высоком техническом и организационном уровне". Мероприятие, официальная часть которого продлится всего около двух часов, обойдётся в 43 миллиона 750 тысяч тенге. Состояться торжество должно 10 октября.
Часть этих денег уйдёт трём "популярным среди молодой аудитории" артистам казахстанской эстрады – такой заказ у университета в технической спецификации.
В документе даже выдвинули серьёзное требование к популярности селебрити:
"Один из них должен иметь в репертуаре не менее 2 треков, набравших в сети не менее сорока миллионов просмотров. При этом треки могут быть исполнены как сольно, так и в дуэте. Один из них должен иметь в репертуаре не менее 2 треков, набравших в сети не менее десяти миллионов просмотров. Один из них должен иметь в репертуаре не менее 2 треков, набравших в сети не менее двадцати миллионов просмотров", – говорится в документации.
Правда, площадка, на которой будут "проверять" популярность по просмотрам, не указана.
К проведению концерта допустят только ведущих с опытом работы на телеканалах не менее пяти лет и минимум тремя похожими мероприятиями за плечами. Почему именно опыт новостей на ТВ так тесно связан с посвящением в студенты – неясно.
Помещение с VIP-залом и 9 дверей
Поставщик услуг должен предоставить крытое помещение на 1000 человек для одного концертного дня. Здание для концерта должно быть оборудовано VIP-залом на 12 персон, минимум двумя туалетами, четырьмя раздевалками, пассажирским или грузовым лифтом, парковкой на территории и оформленным пространством для мероприятия.
Университет также прописал следующие требования:
- Зал минимум на 1000 мест, со сценой и LED-экраном от 150 кв. м.
- Не меньше 9 входных дверей.
- Сцена площадью от 250 кв. м. с автоматическим занавесом.
- Боковое освещение от 30 прожекторов.
- Минимум 15 светодиодных ламп.
- 30 малогабаритных LED-устройств.
- Рефлекторные лампы с подвижными головками.
- Не меньше 4 световых эффектов.
- Система для подъёма декораций с электроприводом (от 3 кВт) – минимум 10 штук.
Поставщик также обязуется согласовать с университетом логотип и дизайн материалов проекта, подготовить планировку зала с указанием сцены и зон. После мероприятия – предоставить фото, видео и аудиоконтент для продвижения концерта в соцсетях.
Не позже чем за неделю до посвящения подрядчик обязан разместить в соцсетях минимум два видеообращения от участников концерта.
Приём заявок продлится до 17 сентября.
Что интересно
На портале госзакупок ТОО Baitas Astana оставило замечание к лоту, указав, что в городе есть всего одно помещение, которое соответствует требованиям. Мол, это делает участие других компаний невозможным и фактически исключает конкуренцию.
"В городе Туркестане в настоящее время имеется лишь одно подобное помещение (в частности, конгресс-холл "Туркестан"), что практически исключает конкуренцию и не соответствует принципу равного доступа. Согласно статье 13 закона "О государственных закупках", заказчик не вправе устанавливать в конкурсной документации требования, которые ограничивают количество потенциальных поставщиков, если это не связано непосредственно с предметом закупки", – говорится в тексте замечания.
Учредителем конгресс-холла является аппарат акима Туркестанской области.
По данным Kompra.kz, конгресс-холл полностью находится в государственной собственности со стопроцентным участием государства в уставном капитале,
Первым руководителем комплекса назначен Аскар Кенехан. Учреждение занимается "организацией и проведением культурно-зрелищных мероприятий" и работает уже большее 10 лет. Также, по данным Kompra.kz, у "Конгресс-холла" заключено пять государственных контрактов на общую сумму 13,6 миллиона тенге. Сейчас действуют два из них.
Самый крупный – на 5,2 миллиона тенге – заключён с тем же университетом туризма и гостеприимства, который арендует зал для конференций. Второй контракт – со школой на 350 тысяч тенге - на проведение собрания в фойе комплекса.
Помимо этого, предприятие фигурировало в 7 судебных разбирательствах. Все они гражданские: дважды в статусе истца и 5 раз - с неопределённым статусом.
______________
Об университете
Международный университет туризма и гостеприимства в Туркестане – первый профильный вуз в Казахстане, готовящий специалистов для индустрии туризма и сферы обслуживания. Университет имеет государственную лицензию на образовательную деятельность, международную аккредитацию и статус члена Всемирной туристской организации UNWTO. С 2024 года вуз стал полноправным членом Союза тюркских университетов.