30 ноября 2020 | 17:59

Юлия Якупбаева: "Нарушений можно избежать, если разрешить работать легально"

В марте Казахстан столкнулся с пандемией коронавируса. Это привело к тому, что власти вынуждены были вводить ограничения на работу ряда объектов, в том числе бизнеса. На пороге уже декабрь, то есть с момента объявления карантина прошло более 8 месяцев, а некоторые сферы предпринимательской деятельности так и не были возобновлены. О сегодняшней непростой ситуации и мерах, которые принимает "Атамекен" для того, чтобы отечественный бизнес мог продолжать работать даже в карантин, рассказала заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Юлия Якупбаева.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

В марте Казахстан столкнулся с пандемией коронавируса. Это привело к тому, что власти вынуждены были вводить ограничения на работу ряда объектов, в том числе бизнеса. На пороге уже декабрь, то есть с момента объявления карантина прошло более 8 месяцев, а некоторые сферы предпринимательской деятельности так и не были возобновлены. О сегодняшней непростой ситуации и мерах, которые принимает "Атамекен" для того, чтобы отечественный бизнес мог продолжать работать даже в карантин, рассказала заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Юлия Якупбаева.

– Юлия Константиновна, с начала весны предпринимателям приходится выживать в условиях карантина. Особо пострадал малый и средний бизнес. Какие решения выхода из сложившейся ситуации предложили в "Атамекене"?

Реклама
Реклама

– Да, действительно, весной, когда все резко остановилось и логистические цепочки порвались, все наработанные процессы пришлось перестраивать под "новую реальность". Тогда еще не было никаких требований санврачей, но была надежда, что этот новый кризис достаточно быстро закончится.

В апреле мы обратились к правительству с просьбой сформировать алгоритмы выхода из карантина по всем секторам работы бизнеса. Эта работа совместно с санврачами была проделана. Первые 40 алгоритмов дали возможность постепенно открыться большинству предпринимателей – от общепита до транспорта и ТРЦ.

– Потом началась "работа над ошибками..."

– Совершенно верно. Многие нормы изначально были трудноисполнимыми. Например, во многих алгоритмах требовалось проведение дорогостоящих ПЦР-исследований, обязательная развозка персонала, наличие тепловизоров, дезинфекционных тоннелей и так далее.

Совместно с Минздравом эти требования через постановления главного санитарного врача Казахстана удалось оптимизировать. Развозка стала добровольной. Тепловизоры заменены на бесконтактные термометры, ПЦР-тест стал необходим только по клиническим показаниям. Норма по дезинфекционным тоннелям также стала добровольной. Но мы обратились в Минздрав с просьбой еще раз это подчеркнуть в постановлении главного санврача, с учетом наступления холодов.

– Когда в "системе координат" санитарного регулирования появился InfoKazakhstan и зачем это было сделано?

– Для начала работы любого субъекта необходимо провести проверку на предмет соблюдения санитарных норм и получить акт соответствия. Учитывая одновременный выход из локдауна порядка 100 тысяч субъектов бизнеса, мониторинговые группы не успевали. Встал вопрос цифрового контроля. И тогда на базе сервиса по пропуску автомобилей на блокпостах появился InfoKazakhstan. На сегодня в нем уже зарегистрировано более 400 тысяч субъектов бизнеса.

Удобно, что платформа содержит информацию об изменениях в постановлениях санврачей, позволяет сохранять жалобы, акты проверок. Со временем, надеемся, она станет полноценной базой санитарных паспортов предприятий.

– Часть ограничений сейчас исходит от региональных санврачей, которым дали возможность самостоятельно определять судьбу объектов предпринимательства. Вносили ли вы предложения по унификации требований санврачей?

– Наше предложение об унификации требований саврачей не было поддержано. И санитарные врачи регионов имеют право выставлять более жесткие требования в дополнение к алгоритмам, утвержденным в центре.

В результате в отдельных регионах целый ряд субъектов (фитнес-клубы, санатории, лагеря, детские сады) открылись позже, чем в других регионах, и на более жестких условиях. Яркий пример – отдых на Алаколе этим летом. Со стороны Алматинской области требования по ПЦР для отдыхающих не было, а со стороны ВКО ввели. Или еще один запоминающийся кейс с летниками в Нур-Султане. Когда стало холодно и ветрено, внутри заведений гостям находиться было запрещено.

Мы включились в работу с санврачами. На площадках региональных палат проводятся регулярные встречи с бизнесом. Самые острые и абсурдные случаи, бывают даже такие, выносим на уровень республиканской межведомственной комиссии.

– Кстати, о жалобах. Бизнес недоволен действующими ограничениями и постоянно меняющимися правилами игры. Какие предложения сегодня вносит "Атамекен"?

– Действительно, постоянные изменения "правил игры" негативно влияют на работу бизнеса. Мы провели мониторинг и выяснили, что в отдельных регионах с начала пандемии принято более 50 постановлений санврача!

Понятно, что ситуация с вирусом вносит свои коррективы, но у бизнеса тоже есть обязательства: перед клиентами за свежие продукты, перед коллективом за своевременную выплату заработной платы и так далее...

Мы неоднократно поднимали этот вопрос на разных площадках, озвучили на съезде "Атамекена". Часть предложений поддержана МВК и уже в реализации.

Теперь любые изменения в требованиях санврачей вводятся в действие не ранее 3 суток после их объявления. Мы предложили синхронизировать время работы общественного транспорта с режимом работы бизнеса. В итоге транспорт разрешен до 23 часов. Отменены лимиты по времени работы для субъектов бизнеса, где контакты с посетителями ограничены, это автоэкспрессы (еда навынос), автомойки, станции техобслуживания и ремонта автомобилей, швейные мастерские, химчистки, прачечные, объекты по ремонту бытовой техники, обуви, телефонов, компьютеров, часов.

– Но это точечные решения. А есть решения системного характера?

– Да, конечно. Сейчас практически вне зависимости от того, к какой зоне санэпидобстановки (красная, желтая или зеленая) относится регион, требования могут быть одинаково жесткими. Пример, закрытие ТРЦ и рынков в выходные или временные рамки работы общепита.

Но многих нарушений со стороны бизнеса можно было бы избежать, если дать возможность работать легально, конечно, с соблюдением санитарных норм. Тем более если санэпидситуация это позволяет, например, если регион в так называемой "зеленой" зоне.

На сегодня в "зеленой" зоне 10 регионов, в "красной" – 5, в "желтой" - 2. Если стандартизировать санитарные требования к работе бизнеса исходя из эпидситуации в регионе, то у бизнеса и населения появятся, во-первых, четкие ориентиры, во-вторых, заинтересованность, чтобы ситуация не ухудшалась.

Например, ограничений по работе в выходные крытых рынков, ТРЦ и магазинов в "зеленой" зоне можно не делать. В "желтой" – ограничить в воскресенье. А в "красной" – ограничить в выходные и праздники. Аналогично и для фитнес-центров.

Мы внесли свои предложения, они в работе МВК.

- Да, это, наверное, было бы правильным. Потому что по каким критериям вводятся новые ограничения и запреты, не совсем понятно. Есть абсолютно абсурдные решения. Почему рестораны внутри ТРЦ работают, а салоны, например, нет? Или почему ресторанам до 22.00 можно работать, а до 23.00 нет?

– Конечно. Тем более что в зале ресторана уже может быть и нет посетителей, а остался персонал, который должен сделать заготовки на завтра и убрать помещение.

За 8 месяцев пандемии уже накопилось достаточно опыта, чтобы всю работу по саннормам систематизировать. Основная задача – распределять потоки людей. Поэтому удлинение работы объектов абсолютно логично. Особенно в "зеленой" зоне. И, наверное, неправильно, когда в двух пограничных "зеленых" зонах существенно отличаются саннормы по работе ТРЦ, ресторанов. Население просто начинает выезжать в соседний регион.

Почти 7 месяцев ждали открытия кинотеатры. Отработали жесткие санитарные требования. Открылись в отдельных регионах. Вспышек нет. Наверное, следует проанализировать этот опыт, и в "зеленой" зоне дать возможность уже им открыться.

Фуд-корты работают навынос. Зачем запрещать им делать это в выходные?! По идее в таком формате они тоже переходят в "бесконтактную" категорию, для которой сняты ограничения.

Понятно, что и бизнес должен относиться к этим вопросам более ответственно. Если продлевается время работы в объекте общепита, то без танцев и кальяна. Если есть требование о работе по записи, то нужно его придерживаться. И так далее.

Есть бизнесы, которые так и не открылись: караоке, тойхана, бильярдные и так далее. Им тоже нужно понимать свои перспективы, каких мер поддержки им ждать, что говорить коллективу.

Предметный диалог сегодня по каждой сфере бизнеса с Минздравом и правительством ведем. Впереди новогодние праздники, надеемся, что баланс в правилах игры будет найден.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная