22 июня 2018 | 10:50

"Золота у людей не было". Как в Казахстане ищут клады

Фото: ponedelnik.press

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни мечтал быстро разбогатеть. Кто-то жалеет о том, что не вложился в биткоин в 2010-м, а кто-то мечтает найти клад. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с казахстанским кладоискателем и узнал, реально ли найти древние сокровища.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни мечтал быстро разбогатеть. Кто-то жалеет о том, что не вложился в биткоин в 2010-м, а кто-то мечтает найти клад. Корреспондент Tengrinews.kz побеседовал с казахстанским кладоискателем и узнал, реально ли найти древние сокровища.

Антон - кладоискатель из Алматы. Увлекается поисками уже более пяти лет. По образованию программист, но с детства увлекался историей, что и подтолкнуло к этому занятию. Мужчина работает в типографии, а в свободное время выезжает искать "осколки истории".

Реклама
Реклама

Что такое "коп"?

По словам Антона, так называют непосредственный выезд на место поисков и дальнейшую работу на этом месте. Коп разделяется на виды: пляжный и исторический. При пляжном поисковики ищут "потеряшки" в виде сережек, цепочек, колец, а при историческом изучаются места древних битв, пути караванов или древние стоянки.

"При поисках используем металлодетекторы, или, как мы еще их называем, "клюшки". Они бывают разными, здесь все зависит от уровня поисковика. Начинаешь с чего-то простого, затем понимаешь, чего тебе не хватает, и начинаешь двигаться вперед, подбирать нужный тебе аппарат. Вообще, почти все грунтовые металлодетекторы видят одинаково - 20-30 сантиметров под землей, а дальше все уже зависит от тонкости настроек", - рассказывает Антон.

Он дополнил, что обычно на коп выезжают бригады из нескольких человек. В хорошей команде между людьми всегда разделены функции.

"Я в своей бригаде отвечаю за составление маршрута. Есть водители, есть хозяйственники - это те, кто хорошо организовывает лагерь, есть люди с ценным уникальным оборудованием", - рассказывает Антон.

А вот выезжают поисковики по всему Казахстану. По их словам, наиболее богат на находки север страны.

Отметим, что казахстанское законодательство запрещает проводить несанкционированные раскопки в некоторых местах. К ним относятся природные заповедники по причине нарушения почвенного слоя и археологические и исторические памятники - здесь можно работать только профессионалам с ведома государства.

О находках

"Большинство находок расположены не глубже 20 сантиметров. Чаще всего находим всякую "жбонь" - так мы называем всякую ерунду, которая не представляет никакой ценности. Особенно много пробок от бутылок и гвоздей - ими прямо вся земля усеяна", - рассказывает поисковик.

Среди ценных находок он, разумеется, отмечает монеты.

"Монеты - это то, что мы ищем. Золото практически не находим. Не было у народа золота, здесь даже серебра было настолько мало, что в средние века монеты были посеребренные, то есть даже серебряные монеты делать не было возможности. Про золото и говорить нечего", - резюмирует Антон.

Монеты поисковики обычно меняют между собой. Как правило, каждый из них собирает свою коллекцию, и повторяющиеся экземпляры обмениваются.

"Самая древняя моя находка - это монеты Тюргешского каганата. Примерно VIII века. Вообще, меня часто спрашивают о самой ценной находке, но здесь очень сложно сказать. Есть ценность историческая, есть финансовая, а есть моя личная цель - эстетическая", - делится Антон.

"Историческая ценность - это, конечно, те самые тюргешские монеты, финансовая - трудно сказать, за деньги я практически ничего не продавал. А самой моей любимой находкой является буддийская ваджра. Ее я нашел в поле, трактор пахал поле под пшеницу, мы ходили там, и я нашел вот это. Это единичная находка, и я так и не понял, что она здесь делает, как она сюда попала", - говорит поисковик.

Также он пояснил, что оружие практически не находится:

"У нас боевых действий-то особо не было. Разве что гражданская война, но оружие тех времен практически не сохраняется. Находим мы, например, патроны, а они рассыпаются тут же в пыль. Средневековое оружие тоже практически не находится, оно в земле растворяется в пыль. Наконечники для стрел и копий находим часто. Они закаленные, как правило, или из бронзы - долго не портятся".

"Что мы делаем с находками? Что-то реставрируем, сохраняем на память, дарим друзьям. Вообще, о нас бытуют мнение, что мы все это почти сразу же продаем. Это не так. То, что мы находим, реализовать очень сложно - нет рынка, вещи эти очень специфичны и мало кому нужны", - говорит кладоискатель.

Атаманские клады и легенды о сокровищах

Места поисков - это очень важная деталь будущих раскопок. По словам поисковиков, хорошая подготовка - залог успешного копа.

"О местах поисков мы часто узнаем благодаря русским офицерам, которые пришли сюда 150 лет назад и описали: "Такой-то род кочует здесь. Зимовки у него на этой реке, летовки на этой". Мы поднимаем эти отчеты. Ищем их в открытых архивах, в библиотеках. Вот, например, художник Верещагин, он очень интересно и подробно описывал битвы. Мы ездим потом по этим местам и ищем", - рассказывает Антон.

"Конечно же, люди здесь прятали ценности. Сколько ведь бед было на этой земле. Кого-то выселяли, кого-то сажали, набеги те же самые были постоянно. Историй очень много есть, но они никогда не подтверждаются", - пояснил поисковик.

В поисках сокровищ источниками часто служат всевозможные рассказы или легенды.

"Вы, наверное, знаете, что в каждом селе есть своя байка. Что жил здесь когда-то богатый бай, который обязательно куда-то бежал, закопав перед побегом сундук там или золотую голову барана. О таком говорят постоянно, мы проверяем, но в 99 процентах случаев это все не подтверждается", - рассказывает Антон.

"Вот в Костанайской области, например, все ищут клад атамана Анненкова. В Восточном Казахстане ходят легенды о кладе адмирала Колчака. Вот про Чингисхана тоже говорят, мол, он где-то клад здесь закопал. Ну зачем ему это было делать? Он все с собой всегда возил, что-то домой отправлял", - делится мнением кладоискатель.

Однако, несмотря на на то, что такие легенды обычно не подтверждаются, поисковики проверяют их.

"Допустим, услышали мы о легенде, что между тремя аулами есть место, где регулярно проводились курылтаи, скачки, игры. Выезжаем на место, разговариваем с аксакалами, с чабанами, ищем подтверждения. Затем сопоставляем факты и начинаем непосредственно искать. Обычно это так происходит", - рассказал Антон.

Ритуалы, правила и розыгрыши

Как и у любого сообщества по интересам, у кладоискателей существует свой свод неписанных правил. Например, запрещаются раскопки на захоронениях. Кроме того, необходимо обязательно закапывать ямку после раскопки. Также эти правила обязывают вывозить за собой мусор и не загрязнять место лагеря.

Помимо этого, среди некоторых поисковиков есть обряды, которые могут способствовать удаче.

"Например, поклонение земляному деду. Перед тем как начать коп, кто-то наливает ему рюмку водки, кто-то конфетку закапывает или корку хлеба. Другие вообще не верят в приметы или сами придумывают их себе", - говорит поисковик.

"Обстановка при копах веселая. Часто друзья могут разыграть, подкинуть что-нибудь. Вот мне как-то подкинули китайскую современную поддельную монету. Увидели, куда я иду, спрятали и ждали в засаде, когда я ее найду. Я ее выкопал, обрадовался - монета редкая, еще и сохранилась так. Они все сняли на телефон и периодически мне это показывают. Археологи, конечно, "прикалываются" жестче, чем мы. Они иногда закопают специально статуэтку. Человек ее откопает и начинает изучать, пишет научную работу о находке. Потом выясняется, что это шутка друзей", - смеется Антон. 

А были ли битвы?

В ходе беседы Антон высказался о некоторых исторических событиях, достоверность которых он и его коллеги не смогли установить.

"Откройте учебник истории, там часто указываются места исторических битв. Приезжаешь туда, начинаешь искать, а там нет ничего. Но все уверены, что битва была, и даже указываются места. Мы выезжали на эти места, но никаких следов сражений не обнаружили", - рассказывает поисковик.

По его словам, если сражения действительно происходили, то они должны были оставить после себя какие-либо следы.

При этом он рассказал о битвах, подтверждения которых найти действительно удалось. 

"Вот, например, в 1916 году повстанцы напали на почтовую станцию Таргап. На этом месте находятся гильзы, пули. Узун-Агачское сражение было? Конечно. По находкам там даже размещение войск можно определить, а вот Орбулакское сражение мы так и не нашли. Нельзя, конечно, сказать, что его не было, может, место поменялось, может, численность неправильно описана - непонятно", - говорит Антон.

О заработке и черных копателях

По единогласным заверениям поисковиков, зарабатывать таким хобби невозможно. 

"Нет среди нас таких, которые только поисками бы и занимались и жили бы этим. Невозможно это, по крайней мере на территории Казахстана. А там, где этим можно жить, - это запрещено. Взять вот, например, Грецию, Турцию - там ценности везде, и если копать разрешат, вся страна будет перекопана. Люди ведь там жили давно, и активно. У нас же людей было очень мало, и преимущественно все занимались натуральным хозяйством, да и территории огромные", - подытожил Антон.

Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная