ПОДЕЛИТЬСЯ
07 мая 2021 | 17:47
Раритетный грузовик времен ВОВ восстановили в Павлодаре
В Павлодаре отреставрировали и поставили на колеса легендарный грузовик ЗиС-5. Накануне 76-летия Победы "старичка", долгие годы простоявшего на постаменте, а затем превратившегося в музейный экспонат, не только восстановили, но и привели в рабочее состояние, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В Павлодаре отреставрировали и поставили на колеса легендарный грузовик ЗиС-5. Накануне 76-летия Победы "старичка", долгие годы простоявшего на постаменте, а затем превратившегося в музейный экспонат, не только восстановили, но и привели в рабочее состояние, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Павлодарский грузовик ЗиС-5 сошел с конвейера уральского завода в 1944 году, после год колесил по фронтовым дорогам. В войну такие автомобили называли "трехтонкой", на них размещали прожекторные станции ПВО и легендарные "Катюши", также их использовали как машины связи и передвижные госпитали.
В Павлодарскую область легендарный ЗиС-5 попал в 1946 году. Автомобиль передали в рудоуправление поселка Майкаин, а затем отправили на поля поднимать целину. В 70-х годах прошлого столетия его отдали на одну из городских автобаз, где после поломки поставили на постамент. С закрытием предприятия обездвиженный грузовик на годы отправили в гараж, позже, чтобы его окончательно не угробили, передали в музей под открытым небом, где он простоял еще почти два десятка лет. Здесь старичка каждый год навещал Георгий Ваньков, один из водителей, который проработал на нем больше двадцати лет. Как говорят музейные работники, эти встречи были очень трогательными.
"Георгий Васильевич называл машину боевой подругой Катюшей, разговаривал как с живой. Рассказывал, что, когда работал на сельхозполях, деревянная кабина на солнце высыхала и постоянно скрипела, чтобы избавиться от скрипа, ехал к реке, обливал машину водой и опять в поле. Работая на этой машине, он даже получил нагрудный знак "За работу без аварий", - говорит главный хранитель фондов Павлодарского историко-краеведческого музея Алия Жомартова.
Несколько лет назад ветерана труда не стало, а грузовик стоял, ветшал, музейщики не раз хотели его отреставрировать, но все не получалось. Возможно, он так бы и остался неподвижным экспонатом, если бы за него не взялись энтузиасты Торайгыров Университета.
Лаборанты факультета инженерии, мастера и студенты за два месяца полностью его восстановили и привели в рабочее состояние.
"Много деталей не хватало, мы объездили все разборки, все базы приемки металлолома. Какие-то вещи нашли, но большую часть пришлось делать самим, передний бампер восстанавливали по чертежам. Двигатель поставили от ГАЗ-24, изготовили кардан, перебрали подвеску, тормозную систему, от радиатора осталась труха, поэтому водяное охлаждение сделали наподобие ГАЗ-24. Но ни одной родной детали не выкинули", - рассказал заместитель декана по производству факультета инженерии Сергей Зигангиров.
По его словам, сложнее всего было восстановить кабину. Она была деревянная и почти вся прогнившая. Обшили ее новой фанерой, перетянули, заменили стойки, перемычки, сделали сиденья, которых в машине не было. Кузов полностью перестилать не стали, только поменяли ветхие доски, остальные зачистили и покрасили. Определиться с цветом машины павлодарцам помогли в Миассе, на родине ЗиСов. "Когда зачищали старую краску, в некоторых местах было до восьми слоев. Поэтому при выборе цвета советовались с музеем военной техники в Екатеринбурге, оттуда нас отправили в Миасс, где эти машины производились, и там уже подсказали. Сейчас машина цвета хаки", - отметил Зигангиров.
Фото: Сергей Зигангиров.
После реставрации автомобиль выглядит как новый. Первый свой круг грузовик уже сделал во дворе университета, а 9 Мая впервые за много лет проедет по улицам Павлодара.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также