ПОДЕЛИТЬСЯ
19 августа 2011 | 17:28
Дефицит бензина в Казахстане создают российские перекупщики
Нынешний август принес казахстанским автовладельцам уже известную проблему нашей нефтяной страны - дефицит бензина. По сообщениям из ряда регионов, в автозаправочных сетях популярную марку бензина АИ-92 отпускают исключительно "по талонам". Что стало этому причиной, КазТАГ спросил у заместителя председателя Агентства по защите конкуренции Еркегали Алимкулова. - Что сейчас происходит на внутреннем рынке нефтепродуктов? Из каждого региона мы получаем сигналы то о нехватке горюче-смазочных материалов, то о продаже бензина исключительно по талонам, а то и вовсе о росте цен на горючее… - Сейчас все три казахстанских нефтеперерабатывающих завода работают с полной загрузкой, небольшая нехватка объемов была в связи с остановкой на ремонт Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) - с 26 июня по 27 июля. Мы знаем, что из-за нехватки бензина были факты роста розничных цен на него в сетях АЗС. Следующее, на чем бы мне хотелось сконцентрировать внимание читателей, это факт принятия и вступления в действие с 8 августа закона "О государственном регулировании оборота нефти и нефтепродуктов". Кроме того, мы уже находимся в зоне Таможенного союза, границы открыты. Это два фактора, влияющие на ситуацию на рынке. В соответствии с вступлением в силу нового закона возникли вопросы в части его администрирования, в части соответствия норм этого закона нормам Налогового кодекса. Именно из-за этих вопросов в настоящее время три налоговых департамента, находящихся в тех территориальных границах, где работают и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) (в Шымкенте, Павлодаре и Атырау. - КазТАГ), трактуют его по-разному. Проблема есть, и мы неоднократно встречались с налоговиками, совещались с тем, чтобы налоговики дали ресурсодержателям возможность отгрузки нефтепродуктов в розничные сети. В настоящее время встала проблема именно по отгрузке нефтепродуктов, в части их отдельных объемов. Это локальный вопрос, который мы задаем Министерству финансов, республиканскому Налоговому комитету и Министерству нефти и газа. Надо сказать, ведомства сейчас совместно работают, вопрос, конечно, разрешится. - Но когда? Бензина нет уже сейчас… - Насколько мне известно, на днях Налоговый комитет уже должен дать разъяснение, чтобы ресурсодержатели смогли продолжать отгрузку. В принципе, фактов массового сдерживания отгрузки нет. Есть отдельные случаи. Однако это не первая причина. Главное сейчас в том, что происходит в Петропавловске и других приграничных регионах, где идет продажа по талонам. Эту ситуацию мы связываем с тем, что есть факты покупки в большом количестве казахстанского бензина и дизельного топлива российскими покупателями на АЗС. Приезжают, заливают (бензин. - КазТАГ) и обратно уходят. - Получается, заезжают и заливают цистерны бензовозов? - Нет, приезжают на машинах с большим объемом бензобаков, заправляют их, покупая ГСМ в розницу, и уезжают. Так происходит в северных регионах Казахстана. - Однако ровно такая же проблема в последние дни наблюдалась в Алматы и Шымкенте. Туда никакой россиянин не поедет, чтобы заправить бак… И мне бы хотелось, чтобы ответ был дан вами не только в отношении приграничных районов. - Думаю, есть еще связь с тем, что в настоящее время бензин уходит на экспорт, поскольку граница открыта, мы находимся в Таможенном союзе, а цены на казахстанский бензин довольно низкие (в сравнении с российским бензином. - КазТАГ). Такие факты есть. Думаю, поэтому в сетях АЗС пошли именно на такой шаг - реализацию бензина по талонам. Именно для того, чтобы сохранить обеспеченность потребности внутреннего рынка. В приграничных регионах - Уральск, Павлодар, Петропавловск, там действительно российские автолюбители скупают у нас на АЗС бензин. А в Атырау проблема связана с администрированием закона об обороте нефтепродуктов и соответствием его статей с Налоговым кодексом. - Вам не кажется, что дефицит горючего в Казахстане всегда возникает к началу уборки зерновых? И госорганы, АЗК в том числе, в очередной раз начнут изобретать очередную схему, которая вроде и поможет преодолеть трудности, но не решит задачу системно? - Я считаю, что это неверная точка зрения. Закон, о котором я веду речь, разрабатывался довольно долго, столь же долго его ждали. Закон позволяет, что чрезвычайно важно, исключить посреднические структуры. Он подписан главой государства и, повторю, вступил в силу 8 августа. Согласитесь, прошло мало времени. Да, проблемы с применением норм этого закона возникли, но они решаемы. - Правительство сейчас устанавливает уровень предельных розничных цен, не регулируя оптовый рынок. Не так давно стала известна статистика о том, что цены на оптовом рынке ГСМ выросли, тогда как розничный - согласно закону - не позволяет резко их поднять. Нехватка бензина в разных регионах РК и его талонная продажа не могут быть следствием противодействия ресурсодержателей? - Мне известна позиция владельцев сетей на этот счет, и я с ней не согласен. Ответ следующий: действительно с новым законом были исключены полномочия Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) касательно регулирования оптовых цен на ГСМ. Но никто не отменял закон "О конкуренции", в котором полномочий по регулированию оптового рынка ГСМ достаточно. Предусмотрено регулирование в сфере контроля субъектов рынка в части недопущения монопольно высокой и низкой цены, в части необоснованного отказа в заключении договоров или сокращения объемов реализации нефтепродуктов, равно как и применения дискриминирующих условий. Заявляю, что закон о конкуренции дает нам возможность контролировать рынок оборота нефтепродуктов. Обо всем этом говорится в статьях 10, 11 и 13-15 названного закона. Добавлю еще, что ранее в Казахстане не было процедуры аккредитации оптовых поставщиков, в новом же законе эта процедура прописана. То есть, оптовики должны соответствовать требованиям. Аккредитация - тоже мера государственного регулирования, введенная внове. - Однако рост цен есть. Пусть даже правительством уставлен предел, но наверняка ценники на АЗС меняются в сторону повышения без чьего-либо ведома… Что на этот счет скажете? - Сейчас мы расследуем факты повышения цен в июле текущего года в отношении 112 субъектов розничного рынка ГСМ. В том числе, в отношении оптовых субъектов, тех, кто занимается оптовой реализацией ГСМ. Речь идет о крупных ресурсодержателях давальческой нефти. Наше расследование - оно еще находится в процессе и к нему привлечены органы финансовой полиции - уже показало отсутствие экономических оснований для повышения цен розничными реализаторами. К примеру, торговая надбавка на 1 литр бензина составляет от 14 до 26 тенге. На мой взгляд, это очень большая торговая надбавка. Кроме того, многие субъекты между собой аффилированы, есть у нас расследование по фактам согласованных действий - "вы подняли цены и мы поднимем", по факту антиконкурентного соглашения. Проверка идет во всех регионах Казахстана. Все факты нами анализируются, а результат будет оглашен после очередного заседания правления агентства в этом месяце. - Тем не менее, я думаю, вы не станете отрицать, что внутренний рынок нефтепродуктов не полностью покрывается объемами внутреннего производства… -Да, баланс казахстанского рынка таков, что мы зависим от импорта по нефтепродуктам и по нефти. Мы зависим от России по определенным высокооктановым маркам бензина. Это АИ-92 и АИ-93 - более чем на 35 процентов, АИ-95 и АИ-98 - более чем на 45 процентов. Кроме того, ПНХЗ ориентирован на переработку западно-сибирской нефти из РФ. То есть, имеющаяся в республике инфраструктура (трубопроводы. - КазТАГ) не позволяет обеспечить транспортировку казахстанской нефти на этот завод. До сих пор Казахстан вынужден импортировать нефть на ПНХЗ из России. При этом цена на ввозимую из РФ нефть довольно высока по сравнению с отечественной.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Нынешний август принес казахстанским автовладельцам уже известную проблему нашей нефтяной страны - дефицит бензина. По сообщениям из ряда регионов, в автозаправочных сетях популярную марку бензина АИ-92 отпускают исключительно "по талонам". Что стало этому причиной, КазТАГ спросил у заместителя председателя Агентства по защите конкуренции Еркегали Алимкулова. - Что сейчас происходит на внутреннем рынке нефтепродуктов? Из каждого региона мы получаем сигналы то о нехватке горюче-смазочных материалов, то о продаже бензина исключительно по талонам, а то и вовсе о росте цен на горючее… - Сейчас все три казахстанских нефтеперерабатывающих завода работают с полной загрузкой, небольшая нехватка объемов была в связи с остановкой на ремонт Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ) - с 26 июня по 27 июля. Мы знаем, что из-за нехватки бензина были факты роста розничных цен на него в сетях АЗС. Следующее, на чем бы мне хотелось сконцентрировать внимание читателей, это факт принятия и вступления в действие с 8 августа закона "О государственном регулировании оборота нефти и нефтепродуктов". Кроме того, мы уже находимся в зоне Таможенного союза, границы открыты. Это два фактора, влияющие на ситуацию на рынке. В соответствии с вступлением в силу нового закона возникли вопросы в части его администрирования, в части соответствия норм этого закона нормам Налогового кодекса. Именно из-за этих вопросов в настоящее время три налоговых департамента, находящихся в тех территориальных границах, где работают и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) (в Шымкенте, Павлодаре и Атырау. - КазТАГ), трактуют его по-разному. Проблема есть, и мы неоднократно встречались с налоговиками, совещались с тем, чтобы налоговики дали ресурсодержателям возможность отгрузки нефтепродуктов в розничные сети. В настоящее время встала проблема именно по отгрузке нефтепродуктов, в части их отдельных объемов. Это локальный вопрос, который мы задаем Министерству финансов, республиканскому Налоговому комитету и Министерству нефти и газа. Надо сказать, ведомства сейчас совместно работают, вопрос, конечно, разрешится.
- Но когда? Бензина нет уже сейчас… - Насколько мне известно, на днях Налоговый комитет уже должен дать разъяснение, чтобы ресурсодержатели смогли продолжать отгрузку. В принципе, фактов массового сдерживания отгрузки нет. Есть отдельные случаи. Однако это не первая причина. Главное сейчас в том, что происходит в Петропавловске и других приграничных регионах, где идет продажа по талонам. Эту ситуацию мы связываем с тем, что есть факты покупки в большом количестве казахстанского бензина и дизельного топлива российскими покупателями на АЗС. Приезжают, заливают (бензин. - КазТАГ) и обратно уходят. - Получается, заезжают и заливают цистерны бензовозов? - Нет, приезжают на машинах с большим объемом бензобаков, заправляют их, покупая ГСМ в розницу, и уезжают. Так происходит в северных регионах Казахстана. - Однако ровно такая же проблема в последние дни наблюдалась в Алматы и Шымкенте. Туда никакой россиянин не поедет, чтобы заправить бак… И мне бы хотелось, чтобы ответ был дан вами не только в отношении приграничных районов. - Думаю, есть еще связь с тем, что в настоящее время бензин уходит на экспорт, поскольку граница открыта, мы находимся в Таможенном союзе, а цены на казахстанский бензин довольно низкие (в сравнении с российским бензином. - КазТАГ). Такие факты есть. Думаю, поэтому в сетях АЗС пошли именно на такой шаг - реализацию бензина по талонам. Именно для того, чтобы сохранить обеспеченность потребности внутреннего рынка. В приграничных регионах - Уральск, Павлодар, Петропавловск, там действительно российские автолюбители скупают у нас на АЗС бензин. А в Атырау проблема связана с администрированием закона об обороте нефтепродуктов и соответствием его статей с Налоговым кодексом. - Вам не кажется, что дефицит горючего в Казахстане всегда возникает к началу уборки зерновых? И госорганы, АЗК в том числе, в очередной раз начнут изобретать очередную схему, которая вроде и поможет преодолеть трудности, но не решит задачу системно? - Я считаю, что это неверная точка зрения. Закон, о котором я веду речь, разрабатывался довольно долго, столь же долго его ждали. Закон позволяет, что чрезвычайно важно, исключить посреднические структуры. Он подписан главой государства и, повторю, вступил в силу 8 августа. Согласитесь, прошло мало времени. Да, проблемы с применением норм этого закона возникли, но они решаемы. - Правительство сейчас устанавливает уровень предельных розничных цен, не регулируя оптовый рынок. Не так давно стала известна статистика о том, что цены на оптовом рынке ГСМ выросли, тогда как розничный - согласно закону - не позволяет резко их поднять. Нехватка бензина в разных регионах РК и его талонная продажа не могут быть следствием противодействия ресурсодержателей? - Мне известна позиция владельцев сетей на этот счет, и я с ней не согласен. Ответ следующий: действительно с новым законом были исключены полномочия Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) касательно регулирования оптовых цен на ГСМ. Но никто не отменял закон "О конкуренции", в котором полномочий по регулированию оптового рынка ГСМ достаточно. Предусмотрено регулирование в сфере контроля субъектов рынка в части недопущения монопольно высокой и низкой цены, в части необоснованного отказа в заключении договоров или сокращения объемов реализации нефтепродуктов, равно как и применения дискриминирующих условий. Заявляю, что закон о конкуренции дает нам возможность контролировать рынок оборота нефтепродуктов. Обо всем этом говорится в статьях 10, 11 и 13-15 названного закона. Добавлю еще, что ранее в Казахстане не было процедуры аккредитации оптовых поставщиков, в новом же законе эта процедура прописана. То есть, оптовики должны соответствовать требованиям. Аккредитация - тоже мера государственного регулирования, введенная внове. - Однако рост цен есть. Пусть даже правительством уставлен предел, но наверняка ценники на АЗС меняются в сторону повышения без чьего-либо ведома… Что на этот счет скажете? - Сейчас мы расследуем факты повышения цен в июле текущего года в отношении 112 субъектов розничного рынка ГСМ. В том числе, в отношении оптовых субъектов, тех, кто занимается оптовой реализацией ГСМ. Речь идет о крупных ресурсодержателях давальческой нефти. Наше расследование - оно еще находится в процессе и к нему привлечены органы финансовой полиции - уже показало отсутствие экономических оснований для повышения цен розничными реализаторами. К примеру, торговая надбавка на 1 литр бензина составляет от 14 до 26 тенге. На мой взгляд, это очень большая торговая надбавка. Кроме того, многие субъекты между собой аффилированы, есть у нас расследование по фактам согласованных действий - "вы подняли цены и мы поднимем", по факту антиконкурентного соглашения. Проверка идет во всех регионах Казахстана. Все факты нами анализируются, а результат будет оглашен после очередного заседания правления агентства в этом месяце. - Тем не менее, я думаю, вы не станете отрицать, что внутренний рынок нефтепродуктов не полностью покрывается объемами внутреннего производства… -Да, баланс казахстанского рынка таков, что мы зависим от импорта по нефтепродуктам и по нефти. Мы зависим от России по определенным высокооктановым маркам бензина. Это АИ-92 и АИ-93 - более чем на 35 процентов, АИ-95 и АИ-98 - более чем на 45 процентов. Кроме того, ПНХЗ ориентирован на переработку западно-сибирской нефти из РФ. То есть, имеющаяся в республике инфраструктура (трубопроводы. - КазТАГ) не позволяет обеспечить транспортировку казахстанской нефти на этот завод. До сих пор Казахстан вынужден импортировать нефть на ПНХЗ из России. При этом цена на ввозимую из РФ нефть довольно высока по сравнению с отечественной.
Показать комментарии
Читайте также