ПОДЕЛИТЬСЯ
26 сентября 2013 | 16:04
Эксперты объяснили выгоду от снятия запрета на поставки российского бензина в РК
Эксперты объяснили выгоду от снятия запрета на поставки российского бензина в Казахстан, передает корреспондент Tengrinews.kz. Напомним, недавно Казахстанская топливная ассоциация заявила СМИ о том, что в ближайшее время в Казахстане может возникнуть катастрофический дефицит бензина. Как отметили в ассоциации, дефицит бензина усугубится в октябре 2013 года, когда на ремонт закроется Шымкентский НПЗ. Выход из ситуации специалисты видят в том, чтобы правительство сняло ограничения на поставки бензина из России. Однако министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявил, что дефицита ГСМ в Казахстане нет. При этом Карабалин напомнил о действующем в России законе о неприменении нефтепродуктов по качеству ниже Евро-3, из-за которого низкосортные ГСМ стали поступать на территорию Казахстана по низким ценам. По словам министра, правительство было вынуждено ограничить этот поток. Ведущий эксперт управляющей компании "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что одновременное закрытие на реконструкцию Павлодарского и Шымкентского НПЗ может привести к возникновению дефицита ГСМ в республике, что приведет к росту цен на них. Вместе с тем, по его мнению, могут появиться различные преступления в сфере оборота ГСМ, а также это повлечет рост коррупции. "Учитывая, что Атырауский НПЗ закрывался на реконструкцию и кардинального роста его мощности не произойдет, он один, если два других завода будут закрыты на реконструкцию, вряд ли сможет обеспечить всю республику топливом. Поэтому властям республики придется как-то решать эту проблему. Это может быть и снятие ограничений на поставки в Казахстан российских нефтепродуктов, и поставки их из Китая или же из стран-соседей, где есть соответствующие нефтеперерабатывающие мощности", - сказал аналитик. По словам Баранова, вариант разрешения поставок российских нефтепродуктов - это вопрос политический, и решить его должен сам Казахстан. При этом, он отметил, что производственные мощности российских производителей таковы, что они могут начать поставки ГСМ в Казахстан хоть завтра. "Мяч сейчас на казахской стороне", - добавил аналитик. "Есть, конечно, и еще один путь - не закрывать на реконструкцию Павлодарский и Шымкентский НПЗ, но, во-первых, решение об этом уже было принято на самом высоком уровне. А во-вторых, не очень понятно, сколько они смогут проработать еще в таком состоянии, а главное - какого качества нефтепродукты они при этом будут выпускать", - заключил собеседник. В свою очередь, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Артем Устименко считает, что вероятность возникновения дефицита высокооктановых бензинов в ряде регионов Казахстана в ближайшие недели остается по-прежнему значительной. "В августе - середине сентября 2013 года ситуацию удавалось контролировать за счет избыточных запасов моторного топлива, прежде всего Аи-80 и Аи-92. Однако в ближайшее время влияние этого фактора на рынок будет ослабляться, в том числе учитывая имевшую место остановку Атырауского НПЗ. Оптовые цены уже двинулись вверх. В данном контексте вызывает сомнение необходимость регулярных технологических остановок на ремонт отечественных НПЗ именно в традиционно проблемный период года", - сказал он. По его словам, в складывающейся ситуации доступной опцией может стать временное увеличение импорта высокооктановых бензинов из России, несмотря на вполне понятную необходимость уменьшения встречных поставок нефти. Тем более, ранее введенные импортные квоты были задействованы слабо из-за затяжного согласования процедур закупок. "Но стоит учитывать, что ситуация на рынке нефтепродуктов в самой России остается достаточно проблематичной, несмотря на предпринятые российскими властями меры (введение ограничения экспорта). В целом ряде российских регионов сохраняется дефицит моторного топлива на фоне продолжающегося роста его стоимости (правда, резких скачков в ближайшие месяцы не ожидается)", - пояснил собеседник. Аналитик также добавил, что не восстановились в должной мере поставки из-за Беларуси, хотя они ограниченно влияют на российский рынок ГСМ. "То есть, остается вопрос с наличием свободных запасов моторного топлива, доступных для экспорта в Казахстан. Таким образом, Казахстану вновь придется ориентироваться на импорт моторного топлива не выше класса Евро-2, запрещенного к реализации в России, - отдельные российские НПЗ все еще не прошли полную модернизацию", - сказал он. "С другой стороны, возникает вопрос коммерческой рентабельности поставок российских ГСМ в Казахстан при существующей разнице в стоимости на казахстанском и российском рынках ввиду отмеченного роста оптовых и розничных цен в России, начиная с июня 2013 года. Тем более, на фоне достаточно серьезного повышения в 2014 году российских акцизов на бензины и одобренного в России "налогового маневра" в нефтяной отрасли, за которым, по всей видимости, последует и рост стоимости бензинов", - прокомментировал эксперт.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Эксперты объяснили выгоду от снятия запрета на поставки российского бензина в Казахстан, передает корреспондент Tengrinews.kz. Напомним, недавно Казахстанская топливная ассоциация заявила СМИ о том, что в ближайшее время в Казахстане может возникнуть катастрофический дефицит бензина. Как отметили в ассоциации, дефицит бензина усугубится в октябре 2013 года, когда на ремонт закроется Шымкентский НПЗ. Выход из ситуации специалисты видят в том, чтобы правительство сняло ограничения на поставки бензина из России. Однако министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявил, что дефицита ГСМ в Казахстане нет. При этом Карабалин напомнил о действующем в России законе о неприменении нефтепродуктов по качеству ниже Евро-3, из-за которого низкосортные ГСМ стали поступать на территорию Казахстана по низким ценам. По словам министра, правительство было вынуждено ограничить этот поток. Ведущий эксперт управляющей компании "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов считает, что одновременное закрытие на реконструкцию Павлодарского и Шымкентского НПЗ может привести к возникновению дефицита ГСМ в республике, что приведет к росту цен на них. Вместе с тем, по его мнению, могут появиться различные преступления в сфере оборота ГСМ, а также это повлечет рост коррупции. "Учитывая, что Атырауский НПЗ закрывался на реконструкцию и кардинального роста его мощности не произойдет, он один, если два других завода будут закрыты на реконструкцию, вряд ли сможет обеспечить всю республику топливом. Поэтому властям республики придется как-то решать эту проблему. Это может быть и снятие ограничений на поставки в Казахстан российских нефтепродуктов, и поставки их из Китая или же из стран-соседей, где есть соответствующие нефтеперерабатывающие мощности", - сказал аналитик. По словам Баранова, вариант разрешения поставок российских нефтепродуктов - это вопрос политический, и решить его должен сам Казахстан. При этом, он отметил, что производственные мощности российских производителей таковы, что они могут начать поставки ГСМ в Казахстан хоть завтра. "Мяч сейчас на казахской стороне", - добавил аналитик. "Есть, конечно, и еще один путь - не закрывать на реконструкцию Павлодарский и Шымкентский НПЗ, но, во-первых, решение об этом уже было принято на самом высоком уровне. А во-вторых, не очень понятно, сколько они смогут проработать еще в таком состоянии, а главное - какого качества нефтепродукты они при этом будут выпускать", - заключил собеседник. В свою очередь, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Артем Устименко считает, что вероятность возникновения дефицита высокооктановых бензинов в ряде регионов Казахстана в ближайшие недели остается по-прежнему значительной. "В августе - середине сентября 2013 года ситуацию удавалось контролировать за счет избыточных запасов моторного топлива, прежде всего Аи-80 и Аи-92. Однако в ближайшее время влияние этого фактора на рынок будет ослабляться, в том числе учитывая имевшую место остановку Атырауского НПЗ. Оптовые цены уже двинулись вверх. В данном контексте вызывает сомнение необходимость регулярных технологических остановок на ремонт отечественных НПЗ именно в традиционно проблемный период года", - сказал он. По его словам, в складывающейся ситуации доступной опцией может стать временное увеличение импорта высокооктановых бензинов из России, несмотря на вполне понятную необходимость уменьшения встречных поставок нефти. Тем более, ранее введенные импортные квоты были задействованы слабо из-за затяжного согласования процедур закупок. "Но стоит учитывать, что ситуация на рынке нефтепродуктов в самой России остается достаточно проблематичной, несмотря на предпринятые российскими властями меры (введение ограничения экспорта). В целом ряде российских регионов сохраняется дефицит моторного топлива на фоне продолжающегося роста его стоимости (правда, резких скачков в ближайшие месяцы не ожидается)", - пояснил собеседник. Аналитик также добавил, что не восстановились в должной мере поставки из-за Беларуси, хотя они ограниченно влияют на российский рынок ГСМ. "То есть, остается вопрос с наличием свободных запасов моторного топлива, доступных для экспорта в Казахстан. Таким образом, Казахстану вновь придется ориентироваться на импорт моторного топлива не выше класса Евро-2, запрещенного к реализации в России, - отдельные российские НПЗ все еще не прошли полную модернизацию", - сказал он. "С другой стороны, возникает вопрос коммерческой рентабельности поставок российских ГСМ в Казахстан при существующей разнице в стоимости на казахстанском и российском рынках ввиду отмеченного роста оптовых и розничных цен в России, начиная с июня 2013 года. Тем более, на фоне достаточно серьезного повышения в 2014 году российских акцизов на бензины и одобренного в России "налогового маневра" в нефтяной отрасли, за которым, по всей видимости, последует и рост стоимости бензинов", - прокомментировал эксперт.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также