ПОДЕЛИТЬСЯ
26 декабря 2019 | 10:07
Какие новые инструменты финансирования предлагает ГПИИР
В Казахстане принята государственная программа индустриально-инновационного развития до 2025 года. Программой ставится задача обеспечить рост производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,6 раза к уровню 2018 года, объема экспорта в 1,9 раза, а также увеличение количества действующих предприятий, повышение индекса экономической сложности товара. О механизмах и инструментах финансирования новой программы рассказала директор департамента управления активами АО "НУХ "Байтерек" Алия Мурзагалиева.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В Казахстане принята государственная программа индустриально-инновационного развития до 2025 года. Программой ставится задача обеспечить рост производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,6 раза к уровню 2018 года, объема экспорта в 1,9 раза, а также увеличение количества действующих предприятий, повышение индекса экономической сложности товара. О механизмах и инструментах финансирования новой программы рассказала директор департамента управления активами АО "НУХ "Байтерек" Алия Мурзагалиева.
- Какие меры поддержки окажет холдинг "Байтерек"? Каким проектам будет отдан приоритет?
- Приоритет будет отдан проектам с критериями высокотехнологичности и экспортоориентированности. Холдинг "Байтерек" планирует оказывать поддержку по пакетному принципу, то есть когда один проект может рассчитывать несколько инструментов поддержки. В этом пакете финансовые меры на стандартных условиях (гранты, кредитование и лизинговое финансирование). При этом, пакетная поддержка будет предоставляться предприятиям, производящим и/или планирующих к производству продукцию высоких переделов.
- Какие механизмы предлагают дочерние компании холдинга? Будут ли представлены новые инструменты?
- Хочу отметить, что впервые в рамках нового ГПИИР все инструменты собраны в одну программу, это удобно для бизнеса и для операторов.
Один из основных инструментов поддержки "Байтерек" это прямое финансирование проектов, включая лизинговое финансирование, где операторами выступают АО "Банк развития Казахстана" и АО "БРК-Лизинг". В частности, АО "Банк развития Казахстана" продолжится предоставление долгосрочного кредитования. Также будет предоставлено лизинговое финансирование в рамках поддержки отечественных производителей обработанных товаров в целях продвижения и сбыта их продукции.
По линии АО "KazakhExport" продолжим представление страховых услуг для отечественных экспортеров обработанных товаров и смежных услуг.
В программе представлен новый инструмент - долевое финансирование по линии АО "Казына Капитал Менеджмент", когда мы входим в долю проекта, но не более 49 процентов и на ограниченный срок (с обязательным выходом из проекта), чтобы дать ему возможность встать на ноги и развиваться. В этой связи, планируется капитализация ККМ в 2021 году для создания фонда прямых инвестиций с целью долевого финансирования проектов ГПИИР.
Фонд "Даму" отдельно будет субсидировать ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами, и предоставлять гарантийное обязательство и поручительство по займам для проектов ГПИИР.
Несколько способов финансирования предложено по линии АО "QazTech Ventures" в рамках создания инновационных бизнес-процессов: содействие развитию проектов бизнес-инкубаторов, услуги по предоставлению инновационных ваучеров, услуги по развитию инноваций через систему взаимодействия стартапов, инвесторов и корпораций, услуги по оказанию аналитического сопровождения инновационной деятельности.
- Сколько своих средств в программу планирует вложить холдинг? Какая часть из общего количества возвратная?
- В целом планируется, что расходы на программу составят около 780 миллиардов тенге, из них расходы для АО "НУХ "Байтерек" планируется порядка 560 миллиардов 723 миллиона тенге. Следует отметить, что из 560,7 миллиарда тенге возвратные бюджету почти 393 миллиарда тенге. Всего вливание в экономику обрабатывающей промышленности за счет мер поддержки холдинга в 2020-2025 годах по программе ГПИИР, по прогнозам, составят 1,1 триллиона тенге.
При этом у субъектов бизнеса, получающих поддержку по госпрограмме, будут встречные обязательства. Это означает, что они должны повышать корпоративную культуру и прозрачность финансовой отчетности, внедрять автоматизацию в бизнес-процессы и производство. Помимо этого, обговаривается обязательный переход в постинвестиционный период, при условии генерации доходов, на коммерческие ставки (высвобождение госденег с тела кредита).
Также стоит подчеркнуть, что за неисполнение обязательств со стороны предприятий предусмотрена ответственность (возврат средств, компенсация, штрафы, пени). Это позволит избежать недобросовестного использования государственных ресурсов, увеличить эффективность государственного стимулирования и последующего мониторинга.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также