Tengri FM МИКС Победители Законы Казахстана UIB & Tengri Open EXPO 2017 BI Group Путешествия
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 324.98
EUR / KZT - 378.34
CNY / KZT - 48.01
RUB / KZT - 5.53

Казахстан продолжает "проедать" Нацфонд для поддержания бюджета - мнение

30 сентября 2016, 11:48
17
©REUTERS
©REUTERS

На встрече группы экспертов с премьер-министром Бакытжаном Сагинтаевым, которая состоялась 28 сентября, председатель попечительского совета Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев высказался, в частности, о том, чем грозит несбалансированность бюджета, когда он в высокой степени зависит от нестабильных нефтяных доходов и трансферта с Нацфонда, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Экономист подчеркнул, что бюджет страны сильно зависит от нефтяных доходов. Так, по его словам, в 2017 году трансферт из Нацфонда, который формируется в основном за счет продажи нефти, составит 3 321,6 миллиарда тенге, или 42 процентов от общей суммы доходов республиканского бюджета. Если к нему прибавить экспортную таможенную пошлину, то получается, что нефтяные доходы составят практически половину доходов бюджета, об этом он написал на своей странице в Facebook.

"При этом налоговые поступления в Нацфонд составят всего 1 201,6 миллиарда тенге. Таким образом, порядка 2 121 миллиарда тенге будут направлены с основной части и инвестдохода Нацфонда. То есть мы продолжаем "проедать" Нацфонд просто на поддержание текущих расходов бюджета. Причем наши расходы бюджета постоянно растут: за последние 5 лет (2013-2017 годы) расходы вырастут на 43 процента, а нефтяные доходы увеличатся всего на 21 процент. В результате не нефтяной дефицит в 2017 году вырастет уже до 8,1 процента ВВП (2013 год - 5,9 процента ВВП)", - написал он.

При этом он добавил, что если сравнивать расходы с ВВП, то в 2013-2016 годах уровень расходов республиканского бюджета (затраты плюс инвестиции) к ВВП вырос с исторически низких 16,6 процента до 19,5 процента. Аналогично по госбюджету - с 19,9 процента до 22,1 процента. Таким образом, приходит к выводу Ошакбаев, рост расходов основан не на росте экономики, а финансируется за счет трансферта из Нацфонда, увеличения заимствований как за счет внешнего долга, так и за счет ЕНПФ, а также за счет увеличения налоговой и квазиналоговой нагрузки на предпринимательство.

По его словам, если цены на нефть будут низкими, то Казахстан может быстро истощить Нацфонд и в будущем встать перед необходимостью резкого сокращения расходов бюджета. Кроме того, продолжил он, в будущем при возникновении угрозы дестабилизации финансового сектора может быть принято решение об очередной докапитализации банков за счет средств Нацфонда, а также очередном вливании денег в квазигоскомпании, многие из которых имеют сложности в обслуживании своих значительных долгов. Следовательно, нагрузка на Нацфонд может быть большей, чем простое ежегодное финансирование расходов бюджета через гарантированные трансферты, и он может истощиться быстрее, отметил Ошакбаев. 

Ошакбаев считает, что если проблема с бюджетной устойчивостью и ростом расходов бюджета решена не будет, то, очевидно, в конечном итоге это уже приводит к росту налоговой нагрузки. "Уже приняты решения касательно уменьшения порога для регистрации в качестве плательщика НДС, что сделает сотни тысяч малых предпринимателей плательщиками НДС. Вводятся дополнительные пенсионные отчисления для работодателей 5 процентов, отчисления на обязательное медицинское страхование 2 процента в 2017 году с поэтапным повышением до 5 процентов в 2020 году. Таким образом, заметно растет налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. Появляются все новые обязательные платежи для бизнеса, которые формально не являются налогами, но реально увеличивают нагрузку", - добавляет он.

Ошакбаев предлагает как минимум не увеличивать, а как максимум постепенно сокращать расходы бюджета за счет неэффективных трат и законодательно зафиксировать максимально допустимый размер расходов республиканского бюджета в процентах от ВВП (предварительное предположение - на уровне 16,5 процента).

"Провести так называемый бюджетный маневр. Суть бюджетного маневра проста - не повышать налоговую нагрузку на МСБ (или даже снизить ее) за счет оптимизации расходов бюджета. По нашим расчетам, при плановых расходах республиканского бюджета на 2017 год в объеме 8,6 триллиона тенге потенциал оптимизации составляет порядка 600 миллиардов тенге", - написал Ошакбаев.

Эксперт привел данные, которые дают понять, есть ли резервы для проведения такого маневра: в 2015 году от 1,4 миллиона субъектов предпринимательства, которые пользуются специальным налоговым режимом, поступило налогов на 94 миллиардов тенге. Для сравнения он привел цифру, что по проекту бюджета на 2017 год целевое перечисление только в АО "НК "Астана ЭКСПО-2017" составит 77 миллиардов тенге. То есть только одна бюджетная строка на содержание нацкомпании сопоставима с налоговыми поступлениями 1,4 миллиона предпринимателей.

При этом, по его словам, говоря о возможном бюджетном маневре, нельзя забывать о приоритете развития человеческого капитала. "В Казахстане 5 миллионов детей в возрасте до 15 лет (что примерно 55 процентов от всего текущего экономически активного населения). В этом аспекте критически недофинансированной остается система образования, перед которой стоит сложнейший вызов дать конкурентоспособное образование миллионной армии детей, чтобы они не пополнили ряды неквалифицированной рабочей силы и не попали в порочный круг бедности", - придерживается такого мнения экономист. 

Он приходит к мнению, что за счет оптимизации других статей либо целевого трансферта Нацфонда необходимо как минимум в два раза увеличить расходы на образование, особенно школьное. Также, по его мнению, требуется повышение заработной платы учителям (их зарплата на 30 процентов ниже, чем средняя по стране), модернизация педагогического образования и многое другое.

"Также очевидно, что расходы бюджета сейчас являются критическими для поддержания даже таких низких темпов роста экономики, какие сейчас есть у нас. И безусловно, для здорового развития их должны заместить частные инвестиции и рост кредитования. Но ни кредитование, ни частные инвестиции не станут вновь расти, пока не будет решена проблема непредсказуемости и высокой волатильности курса тенге и качества ссудного портфеля. Это тема для отдельного сложного разговора", - подытожил экономист. 


Нравится
Поделиться
Показать комментарии (17)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц