ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
30 мая 2018 | 18:04

Конкуренты здесь не нужны - эксперты о планах запретить ввоз бензина из России

Павел Атоянц Журналист

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иллюстративное фото:
 ugranow.ru Иллюстративное фото: ugranow.ru

Министерство энергетики Казахстана обсуждает введение запрета на импорт российского бензина сроком на три месяца. Мнениями о возможных причинах с корреспондентом Tengrinews.kz поделились эксперты.


Иконка комментария блок соц сети

Министерство энергетики Казахстана обсуждает введение запрета на импорт российского бензина сроком на три месяца. Мнениями о возможных причинах с корреспондентом Tengrinews.kz поделились эксперты.

Министерство вынесло проект приказа на публичное обсуждение. Кроме того, планируется вынести на рассмотрение Евразийской экономической комиссии предложение о применении аналогичных мер другими государствами - участниками Евразийского экономического союза.

Известный казахстанский журналист, автор книги "Черная кровь Казахстана. Нефтяная история независимости" Олег Червинский считает такое решение довольно неожиданным. Ведь до сих пор Казахстан в основном вводил сезонный запрет на вывоз ГСМ из страны, а тут речь идет об импорте из России. И это при том, что прошлой осенью Министерство энергетики официально приводило данные, согласно которым до 30 процентов потребностей казахстанского рынка в высокооктановом бензине закрывается за счет импорта из России.

"Логическое объяснение нынешнему решению о запрете импорта может быть только одно: министерство уверено, что после окончания модернизации наших НПЗ мы самостоятельно закрываем все потребности рынка. И конкуренты здесь не нужны, напротив, заводам необходимо быстрее возвращать инвестиции, сделанные в модернизацию. Тем более, что, как признал министр Канат Бозумбаев, после прошлогоднего кризиса в стране создан запас бензина, в полтора раза превышающий спрос. А это замороженные деньги. И этот бензин надо сбыть.

Другое дело, что решение выглядит несколько нелогичным на фоне того, что российский бензин дороже казахстанского, и цены там пошли в последнее время еще в рост. Единственное объяснение, которое приходит на ум, - что запрет на российский импорт введен накануне повышения цен на бензин в Казахстане", - поделился доводами Олег Червинский.

Нефтегазовый аналитик Сергей Смирнов, в свою очередь, привел данные Минэнерго о том, что за январь-апрель этого года производство бензина в Казахстане было увеличено всего на 10,4 процента по сравнению с прошлым годом. Тогда как в прошлом году 25-30 процентов бензина ввозилось из России. Во-вторых, он уверен, что российское топливо в Казахстан все равно везти не выгодно - в России оно продается дороже на внутреннем рынке.

"Я бы понял, если бы запретили вывоз более дешевого казахстанского топлива в Россию. А тут получается наоборот - запрещают ввоз российского топлива к нам. Видимо, они думают, что с завершением модернизации Шымкентского завода у нас начнется избыток производства топлива. Но модернизация Шымкентского завода еще не завершена. Обещают только к сентябрю. Видимо, хотят прекратить ввоз топлива, чтобы освободить емкости под будущее наше изобилие.

Но я не думаю, что у нас за такой короткий срок заводы смогут полностью обеспечить топливом рынок. Нужно еще принять во внимание, что уже в августе начинается уборочная. То есть возрастет потребление топлива. А запрет вводится как раз на все лето, и начало сентября даже захватит. Боюсь, что может возникнуть дефицит бензина, если они так и оставят", - рассуждает эксперт.

"По какой причине так резко хотят ограничить ввоз бензина из России? Непонятно совершенно. 6 или 7 июня должны обсуждать проект приказа. Тогда, может быть, всплывут какие-то причины. Или раньше министерство объяснит", - заключил Смирнов.

В минэнерго, в свою очередь, заявили, что в текущем году, после проведения модернизации отечественных НПЗ ожидается выход на полный производственный режим. При этом сейчас имеются большие запасы бензина, о чем свидетельствует снижение розничных цен на АЗС республики. 

"В настоящий момент на внутреннем рынке складывается профицит бензина Аи-92. Перенасыщению рынка данным видом топлива также способствуют действующий запрет на экспорт светлых видов нефтепродуктов, а также активный импорт из РФ. Так, между РК и РФ подписан индикативный баланс на поставку автомобильного бензина на 2018 год в объеме 800 тысяч тонн. За январь-апрель текущего года при плановом объеме поставки бензина Аи-92 в 280 тысяч тонн, фактические объемы импорта по состоянию на 1 мая текущего года составили 386 тысяч тонн (превышение на 106 тысяч тонн). (...) Параллельно Министерство Энергетики Республики Казахстан прорабатывает вопрос об открытия экспорта автомобильного бензина", - сообщили в ведомстве.

Как известно, в России произошел скачок цен на бензин. Цены выросли за неделю с 21 по 27 мая на 88-90 копеек. При этом стоимость топлива марки АИ-92 увеличилась на 90 копеек - до 42,21 рубля (223 тенге) за литр, а цена на бензин марки АИ-95 прибавила 88 копеек и достигла 45,5 рубля (240 тенге).

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 523.96   553.21   5.04 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети