30 июня 2016 | 12:02

Поднимать цены на бензин в РК нужно в июле-августе - мнение

Фото © РИА Новости

Оптимальное время для поднятия цен на бензин - июль-август, когда уборка урожая еще не началась и многие люди находятся в отпусках. Такое мнение написал на своей странице Facebook директор ТОО "BRB Invest" Галим Хусаинов, передает корреспондент Tengrinews.kz. При этом ему не совсем понятно, сколько будут еще держать цены, имитируя свободное ценообразование на бензин.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Оптимальное время для поднятия цен на бензин - июль-август, когда уборка урожая еще не началась и многие люди находятся в отпусках. Такое мнение написал на своей странице Facebook директор ТОО "BRB Invest" Галим Хусаинов, передает корреспондент Tengrinews.kz. При этом ему не совсем понятно, сколько будут еще держать цены, имитируя свободное ценообразование на бензин.

Эксперт пояснил, что текущая цена на ходовую марку бензина составляет 125 тенге, которая сейчас не регулируется государством. "Вроде как бы цена в Казахстане определяется спросом и предложением.
Но удивительно то, что цена на нефть выросла уже до 50 долларов за баррель, курс тенге держится в коридоре 330-340 и цена на нефть уже не так сильно влияет на курс тенге, а это означает, что подорожание нефти на мировых рынках ведет к подорожанию цен на внутреннем рынке в тенговом выражении. Но почему же тогда невидимая рука рынка не толкает цены на бензин вверх? Это скорее риторический вопрос, но то, что цены на бензин сдерживают искусственно при формальной отмене его регулирования - это факт. Такая некая "показуха" стабильности на фоне роста цен на все. Вроде как цены на бензин - это один из наиболее видимых индикаторов инфляции в стране. Народ смотрит на цены на бензин и думает, что все хорошо, цена не растет", - отметил аналитик. 

Реклама
Реклама

Он считает, что такое сдерживание цен долго продолжаться не может. "Весной уже поговаривали отменить регулирование АИ-80 и ДТ для компенсации убытков недропользователей, которые продают 30 процентов нефти на внутреннем рынке для обеспечения внутренней потребности. Так как сетям не дают поднимать цены на нефть, стоимость переработки и транспортировки фиксированная, то все это сказывается на недропользователях, которые продают нефть по заниженным ценам внутри страны. В такой ситуации показательным является переработка нефти, как индикатор адекватности внутренних цен на нефть. Мы импортируем большую часть нефти, на произведенный в стране бензин спрос есть всегда и сдерживающим фактором всегда является только обеспечение сырьем наши НПЗ", - продолжил Хусаинов, добавив, что в таких условиях недропользователи будут включать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы максимально экспортировать нефть из страны.

"Если посмотреть индекс физического объема производства нефтепродуктов в стране, то мы увидим, что в январе-мае 2016 года он равнялся 98,4 процента, что ниже, чем в прошлом году на 1,6 процента. И это при том, что был введен ведь еще комплекс ароматических углеводородов. То есть, индекс по бензину еще меньше. То есть на лицо, что нефти на внутреннем рынке уже не хватает. Это первый индикатор того, что цены внутри страны неадекватные. Нужно поднимать, вопрос как поднять-то, вроде как у нас рынок определяет цены и резкое поднятие будет заметно сразу же. Июль-август - самое оптимальное время для поднятия цен на бензин, так как уборка еще не началась, много людей в отпусках. В сентябре будет уже поздновато. Так что объективно, думаю, ждать будем поднятия цен на бензин", - считает эксперт. 

Хусаинов подсчитал, что для того чтобы стоимость АИ-92 хоть как-то соответствовала рыночным ценам, она должна составлять 145 тенге за 1 литр, но при условии, что также будут сдерживать АИ-80 и ДТ, уверен аналитик. "Но мне кажется в такой ситуации наиболее приемлемым государственным решением будет формальный отпуск в свободное плавание ДТ и АИ-80, которым дадут подняться так на тенге 10-15 и на столько же поднимут АИ-92", - подытожил Хусаинов. 

Ранее экономист Astana Best Consulting Group Арман Байганов заявил, что чем выше будет курс рубля по отношению к тенге, тем больше будет разница в стоимости бензина и дизельного топлива в двух странах. По его словам, рано или поздно казахстанскому правительству придется поднять стоимость топлива, чтобы сократить диспропорции в ценах между странами. "Стоимость бензина в России дороже на 36,5 процента, а по дизтопливу и того больше - на 73,7 процента, а это очень много. Учитывая наличие прозрачных границ в рамках Евразийского экономического союза, это означает, что в скором времени будет очередное подорожание бензина и дизтоплива. Производимый бензин и дизтопливо в Казахстане будет разными путями поставляться в Россию, тем самым, создавая дефицит топлива у нас в стране. Для того, чтобы стали невыгодны поставки топлива в соседнюю страну, необходимо, чтобы разница в стоимости хотя бы составляла 20 процентов. Другими словами, на сегодня розничная цена по топливу должна составлять не менее 143 тенге за литр", - пришел к такому выводу эксперт. По его словам, реальность такова, что слишком дорогой бензин в России в скором времени создаст дефицит топлива в Казахстане.

Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная