• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились
Мавзолей Арыстан-баба.  Фото Алибек Бегалинов
Мавзолей Арыстан-баба. Фото Алибек Бегалинов

Арыстан-баб. Жизнь, сотканная из легенд

15 сентября 2018 00:03
Image
9

"С Арыстан-баба путь начни… Придя к Хазрету попроси…" - с этих слов для многих туристов начинается путешествие в Туркестан. Местные гиды рекомендуют начать тур именно с посещения мавзолея Арыстан-баба, что находится в 60 километрах от Туркестана, неподалеку от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района. TengriMIX делится историей о проповеднике и его мавзолее.

Многие туристы остаются здесь на ночь - загадывают желание, пребывают наедине со Всевышним… И лишь после едут в Туркестан к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи. Именно так завещал известный суфий.

В своих "Хикметах" он писал:
"В семь лет меня отыскал Арыстан-баб,
Он тайны мои прикрыл завесой.
"Бихамдиллаһ", - сказал он и поцеловал меня.
Вот по этой причине в шестьдесят три года я спустился под землю.

Азреил прибыл и взял душу Арыстан-баба.
Райские девы обернули его в белый саван.
Семьдесят тысяч ангелов оплакивали его.
Вот по этой причине в шестьдесят три года я спустился под землю".

 

Фото из открытых источников

Но кем был Арыстан-баб - настолько чтимый Яссауи, что после смерти учителя он спустился под землю, погрузился в себя и перестал общаться с внешним миром? На этот счет историки дают мало ответов. Жизнь Арыстан-баба буквально соткана из легенд…

Фото из открытых источников

По одной из них, пророк Мухаммед и его сподвижники однажды сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда. В это время пророк якобы услышал откровение: "Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже вас". Пророк спросил у своих сподвижников, кто из них передаст эту хурму будущему сподвижнику. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-баб ответил: "Если вы у Всевышнего выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму". Так и случилось. Спустя много лет Арыстан-баб встретил маленького Ахмеда и действительно передал ему хурму.

Красивая легенда. Однако она вызывает немало споров. Ведь пророк Мухаммед жил в 571-632 годах, тогда как Яссауи родился в 1103 году. Между ними не менее 500 лет. Другие легенды и вовсе приписывают Арыстан-бабу жизнь в 900 лет. Якобы во время разговора с пророком ему уже было за 300. Как бы то ни было, Арыстан-баба можно назвать самым большим долгожителем в истории казахского народа.

Встретил маленького Ахмеда Арыстан-баб на мосту в Сайраме (бывший Исфиджаб). Легенды рассказывают, что к старцу подбежал 7-летний мальчик и попросил свой аманат. Вот только передал Арыстан-баб не хурму, а только косточку от нее. Чтобы не потерять аманат, он долгие годы держал хурму за щекой и за века она истерлась. На что Ахмед сказал старцу: "Ты отдал мне косточку, а себе оставил мякоть. Значит к тебе будут приходить ночевать, а ко мне просить". Так легенда объясняет, почему прежде паломникам стоит посетить мавзолей Арыстан-баба и лишь потом Ахмеда Яссауи.

Фото из открытых источников

Кем был Арыстан-Баб - сказать сложно… История называет его то странствующим святым, то местным правителем-шейхом. Слово "арстан" или "арслан" с тюркского переводится, как лев. Легенды рассказывают, что свое прозвище он получил потому, что долго скитался по земле и обрел сверхъестественные способности. Якобы он сдружился со львами и даже мог свободно ездить на них верхом. К слову, такую же способность легенды приписывают и Карахану в Таразе. Слово "баба" в переводе с арабского означает врата. В данном случае баба - это врата божественного откровения. Так раньше назывался титул суфийских святых. Сохранилась даже казахская поговорка: "Отырарда отыз баб, Сайрамдагы сансыз баб", дословный перевод которого звучит так: "В Отраре 30 "баба", а в Сайраме их бесчисленное множество". Арыстан-баб считается главной фигурой в иерархии святых баба Центральной Азии. Именно ему легенды приписывают привнесение в Казахстан идей суфизма.

Фото из открытых источников

Суфизм в наших степях прижился довольно легко. Ученые-религиоведы, в частности доктор философских наук, профессор КазНУ имени аль-Фараби Калимаш Бегалинова, считают, что этому немало способствовали кочевой образ жизни и психология тюрков. От природы в нас очень много суфийского. Это и поэтический склад ума, и широта мировоззрения, и свободное нестандартное мышление, и самое главное - предпочтение живой веры (иман) и духовного самосовершенствования мусульманской схоластике и внешним обрядам. Суфий, так же как и кочевник, не был привязан к одной конкретной территории. Его жизнь - бесконечные странствия и путешествия. Понимали кочевники и строгие самоограничения и аскетизм, которые на себя накладывали суфии, ведь сами они воспитывали в себе дисциплину и порядок. С другой стороны, суфизм - это сложное явление. Он глубоко синкретичен. Помимо ислама, он впитал в себя идеи индийской философии, гностицизма, зороастризма, христианского мистицизма и других направлений. Суфизм стал своего рода встречей ислама с другими культурами, диалогом, позволяющим исламу глубже понять свою самобытность. Впитал в себя суфизм и верования местных тюркских племен, зороастрийские представления. 

Впрочем, есть у легендарного Арыстан-баба и вполне реальный исторический прототип. Историки считают, что им мог быть Салман аль-Фариси - первый в истории перс, принявший ислам. Он родился в Персии в семье зороастрийцев, но принял ислам и почти всю свою жизнь странствовал. Почему бы и нет? К тому же Салман аль-Фариси был близким сподвижником Мухаммеда, которого последний символически даже объявил членом своей семьи. Но пока что это только гипотеза. Кем был на самом деле Арыстан-баб, никто не знает.

Скончался Арыстан-баб в окрестностях Отрара в XII веке. Здесь же и был похоронен. Ученики и последователи возвели ему мавзолей. Как удалось пережить ему "отрарскую катастрофу", когда войска Джучи полностью уничтожили Отрар, точно неизвестно. Но эмир Тимур нашел мавзолей Арыстан-баба в XIV веке уже разрушавшимся. И решил отстроить в знак почтения новое здание. По этому поводу сохранилась еще одна легенда. Когда Тамерлан распорядился над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи начать строительство мечети, все попытки строителей возвести стены терпели неудачу. Их сносила сильная буря. Или, по другой версии, внезапно появлялся зеленый бык и все разрушал. К эмиру Тимуру тогда явился во сне святой и сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, и лишь затем - над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи. Так эмир Тимур и сделал. Воздвиг мавзолей учителю Яссауи, а потом - и суфию. К сожалению, мавзолей Арыстан-баба, построенный Тамерланом, не сохранился. Разрушился от землетрясения. От постройки Тимура остались лишь три резных деревянных айвана, два из которых хранятся в мавзолее, а один - в музее Алматы.

В XVIII веке на месте мавзолея было построено новое сооружение. Но и оно разрушилось. Так же, как разрушился мавзолей, построенный в 1907 году и в 1971. Но попытки местного населения увековечить имя Арыстан-баба не прекращались.

Современный мавзолей построен по прототипу 1907 года. Он состоит из двух частей - усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети. Они объединены большим сводчатым коридором.

Помимо надгробия Арыстан-баба, здесь установлены надгробия его учеников и последователей Хермет-азыра, Карга-баба, Лашын-баба.

Сохранился в мавзолее и старый Коран - великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.


А рядом с мавзолеем расположен знаменитый колодец. Вода в нем слегка солоноватая, но, по поверьям, помогает излечить и физические, и душевные раны человека.

Арыстан-баб вошел в историю казахского народа как учитель и проповедник. Ахмед Яссауи в "Хикметах" писал: "Арыстан-баб рассказал об исламской религии" (второй хикмет), "научил тысяча одному зикиру, проявив милосердие" (девяностый хикмет). "Слушайте слова Арыстан-баба", - призывал Яссауи, потому как учитель дает советы, как избегать зла и насилия, которые совершаются ради богатства и карьеры, как не сходить с пути истины.

С 1982 года мавзолей Арыстан-баба находится под защитой государства. Он является одним из величайших объектов культурного наследия страны.

Мавзолей довольно популярен, и разных видов экскурсий здесь очень много. Однодневная поездка в мавзолей Арыстан-баба из Шымкента, к примеру, совмещающая также посещение Сайрама и Туркестана, обойдется в 6 тысяч тенге.

 

Двухдневная поездка с ночевкой у мавзолея стартует от 29 тысяч, так как предполагает услуги автотранспорта, питание и проживание в гостиничном комплексе. Сам вход в мавзолей сравнительно недорогой - 200 тенге с человека. 

Автор текста: Мадина Ашилова

Фото: Алибек Бегалинов




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Танец босоногой алматинки посреди бури попал на видео
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Как правильно хвалить маленьких детей, рассказали эксперты

Похожие новости

counter.yadro.ru