• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились
© Эммануил Евзерихин
© Эммануил Евзерихин

На троих давали одну винтовку: история солдата из Казахстана о ВОВ

22 июня 2017 10:56
Image
65

"Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие...", - 76 лет назад в этот день прозвучал голос Вячеслава Молотова (министр иностранных дел СССР - прим. автора) на весь СССР. 22 июня стал началом трагической главы в истории многих народов. TengriMIX, бесконечно благодарный всем победителям за отвагу и подаренную свободу, публикует историю солдата из Казахстана.

"Мой дед, Сарсенбай Калдаров, родился в 1917 году в одном из аулов Южно-Казахстанской области около реки Боген. Его отец умер от болезни. Перед смертью он поручил своей сестре взять на воспитание его двух несовершеннолетних сыновей Сарсенбая и Бейсенбая, так как жена умерла еще раньше.

В 1939 году дедушка добровольно записался в ряды Красной Армии и попал на Финскую войну. Он рассказывал, что из-за холода невозможно было копать землю и погибших складывали в деревянных домах на полках. Отвоевав, он демобилизовался в 1941 году и тогда же женился на моей бабушке Зейнеп. В 1941 году деда призвали на фронт во второй раз", - рассказал в письме редакции внук Сарсенбая Калдарова.

В сформированной от ЮКО дивизии рядовой Калдаров воевал на Ржевском выступе, в Великих Луках и при Смоленске. Стоит отметить, что операция на Ржевском выступе была засекречена в связи с катастрофическими людскими потерями и чудовищным провалом. Сарсенбай ата рассказывал внукам, что из-за нехватки оружия, на двоих давали одну винтовку, 5 патронов и одну бутылку с зажигательной смесью.

"Дед рассказывал, что в одном из боев, наши потерпев сильное поражение, бежали в панике. Вокруг лежало много тяжелораненых бойцов, которые просили о помощи. Но, никто не в состоянии был кому-то помочь. Деда тяжело ранило в обе ноги, поняв, что ему грозит неминуемая смерть - был лютый мороз и приближался вечер, а из раны сильно текла кровь - он вынужден был поднять винтовку на двоих молодых солдат и потребовать  донести его до санбата", - рассказал родственник.

Солдаты, подхватив с двух сторон за шинель, донесли раненого до окраины деревни, сказав, что дальше ему самому нужно добраться до здания школы, где был расположен госпиталь. Пока Сарсенбай дошел до места его сапоги были полны крови. Но его туда не пустили, сказав, что раненых полно и мест нет, а кто хочет зайти, пусть соберет дрова.

"В то время солдатам выдавали махорку, но мой дед не курил, собирал ее. Он крикнул караульному, что даст махорку, услышав это, его впустили в госпиталь. Его рану перевязали, и дедушка упал без сил и уснул на полу. Проснулся он только к обеду. Наутро, решив подышать свежим воздухом, группа солдат открыв окно увидела околевшие трупы военных, которых не пустили".

Внезапно солдаты услышали характерный звук "мессершмиттов" (немецкие истребители - прим. автора) и бросились врассыпную. Госпиталь взорвали и Калдарова волной отбросило в сторону. Он пролежал в тающем от огня снегу, переворачиваясь промокшей одеждой в сторону пламени, до тех пор, пока не прибыла колонна советских войск. Ему тогда повезло - мужчину закинули в грузовик и отвезли в тыл.

"Он вспоминал, шли грузовики с ранеными в тыловой госпиталь, а грузовикам строго было запрещено останавливаться, колонной руководил совсем молодой лейтенант, который дрожал от холода. Дед предложил ему свой сухой паек, чтобы он посадил его в грузовик. По приказу молодого лейтенанта солдаты закинули его в грузовик прямо на тяжелораненых бойцов, которые вскрикнули от боли и сильно ругались. Он на одном боку доехал до тылового госпиталя, так как в машине не было свободных мест".

В следующем бою снарядом от миномета Калдарова тяжело ранили в затылок. Рядового отправили в санчасть.

"Когда он получил осколочное ранение в голову, ему предстояло две операции. Первый раз его оперировали под наркозом. Но после операции у него держалась высокая температура - требовалась еще одна операция.  Военврач сказала, что он очень слаб, потому что потерял много крови и второго наркоза просто не выдержит, а если не сделать операцию второй раз, через неделю умрет и предложила вместо наркоза спирт, но дед отказался, сказав что он непьющий. Тогда медики привязали его к операционному столу, удалили остатки мелких раздробленных костей и очистили рану наживую.

В то же время в его аул пришла похоронка... Но мужичина выжил и, придя в себя, он первым делом отправил домой весточку о том, что жив. Потом солдата посадили на поезд вместе с санитаркой. Доехав до станции Арысь, санитарка взяв с него расписку, обратно уехала на фронт. Его встретили родственники и на конной повозке привезли домой.

Мужчина был на костылях. Он сидя строил времянку, а его супруга с утра до вечера работала в поле. Вечером Зейнеп помогала ему со стройкой. 


Сарсенбай Калдаров. Фото предоставлено родными ветерана.

"У деда с бабушкой Зейнеп было 9 детей. Он скончался 11 июля 1985 года. После войны он не потерял человечность и был уважаемым аксакалом. Дед не смотрел фильмы про войну. Он плакал, вспоминая погибших, говорил, что в их числе были совсем молодые ребята-земляки. Например, его младший брат Бейсенбай, ушедший добровольцем на фронт в 17 лет", - рассказывает внук Калдарова.

"Наш отец не был слабовольным человеком. Прошел все ужасы войны с 1939 по 1943, он был закаленным жизнью человеком. Он никогда не любил рассказывать про войну, не любил носить награды. Его орден Отечественной войны 1 степени мы нашли только недавно в архиве минобороны России. Благодаря его большому труду и умению наша семья имела большое хозяйство и жили мы в достатке. Благодаря ему мы все получили хорошее воспитание и образование.
Он остался в памяти у нас и у односельчан добрым, отзывчивым и порядочным человеком. А его младший брат Бейсенбай действительно ушел на фронт в 17 лет в 1943 году. В первые месяцы воевал под командованием  Момыш-улы, дошел до Берлина, как он потом рассказывал своим детям, оставил свои инициалы на стенах Рейхстага", - с теплотой вспоминают дети ветерана.

Эта история напоминает нам о том, что цена нашей нынешней мирной жизни - это 20 миллионов погибших в той войне. Это горе и слезы матерей, вдов, это боль от ранений и потерь. Это удивительное мужество, стойкость и огромная любовь к своей Родине! Так давайте же всегда помнить об этом всегда!

По материалам: Победители

Подготовила: Нурлыайым Нурсаин




ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
Алматинцы оказались в центре апокалипсиса: видео и фото
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Артур Конан Дойл: Эпохальное событие - удалось получить фотографии фей!

Похожие новости

counter.yadro.ru