ПОДЕЛИТЬСЯ
18 марта 2019 | 09:00
Бизнесмены решили сами заняться подготовкой кадров
Ретейлеры и НПП "Атамекен" пришли к выводу, что им необходимо самостоятельно готовить специалистов для сферы торговли.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Ретейлеры и НПП "Атамекен" пришли к выводу, что им необходимо самостоятельно готовить специалистов для сферы торговли.
На международную конференцию "Мир торговли" в Алматы собрались представители крупнейших торговых сетей из Казахстана, России, Узбекистана, Армении, Беларуси, Азербайджана, а также поставщики и производители продукции из этих стран, представители НПП "Атамекен" и министерств национальной экономики и сельского хозяйства РК. Два дня, 14 и 15 марта, они обсуждали самые актуальные вопросы сферы торговли. В центре дискуссий был кадровый дефицит, взаимоотношения с государством, борьба с контрафактной продукцией.
Все участники – от представителей бизнеса до министерства нацэкономики – отметили огромную долю теневого сектора в казахстанской сфере торговли. В отношении масштаба серого рынка оценки разнились – от оптимистичных 25 процентов у чиновников до 75-80 процентов у участников рынка. Но, несмотря на это, в последние годы формат цивилизованного ретейла укрепляется и растет.
Для государства это означает рост налоговых сборов и защиту внутреннего рынка от контрафакта и спекулятивных сговоров, для потребителя – гарантии качества сертифицированной продукции, снижение цен на многие категории товаров.
Отечественные и зарубежные предприниматели, работающие на казахстанском рынке, признали, что государство идет им навстречу. В частности, были рассмотрены законодательные инициативы по развитию бизнеса и защите рынка от контрафакта. Но изменения происходят медленно, особенно в части таможенного контроля. Контрафакт, просачивающийся через границу, несет убытки всем: местным производителям, торговцам, государству. Такие товары не имеют никаких сертификатов соответствия и несут риски для здоровья людей. Участники конференции отметили, что наличие контрафакта на казахстанских прилавках по сути и есть воплощение коррупции: от пути попадания в страну до торговли без разрешительных документов и уплаты налогов.
Еще одна проблема, препятствующая развитию цивилизованной торговли: отечественная сфера образования попросту не готовит для нее квалифицированных кадров. Ситуация немного парадоксальная, но факт: при том что многие граждане нуждаются в работе, ретейлеры днем с огнем ищут себе сотрудников, причем гарантируя им серьезный карьерный рост.
Яков Фишман, коммерческий директор крупнейшей в Казахстане торговой сети MagnumCash&Carry, открывающей в этом году более 20 новых супермаркетов по всей стране, отметил, что отсутствие кадров – едва ли не главный фактор, сдерживающий рост. "Мы уже добились того, что у нас цены часто дешевле, чем на базарах, хотя мы выплачиваем все налоги, несем социальную нагрузку и т. д. Нам постоянно пишут с просьбами открыть наши магазины в том или ином городе, районе. Но для нас каждое новое открытие – это необходимость "идти с пылесосом" по рынку, собирая всех, кто хотя бы готов учиться. Уже давно открыли собственный учебный центр, но потребности в кадрах только растут. Мы даем реальную возможность карьерного роста. У нас множество примеров, как человек, придя продавцом, например, через несколько лет становится директором супермаркета. Мы сейчас думаем о том, что ретейлу необходимо вкладываться в открытие профтехучилищ, может быть, даже в развитие университетов. Мы со своей стороны готовы гарантировать трудоустройство выпускников, готовы всем, кто не будет лениться, гарантировать карьеру".
Идею оценили представители НПП "Атамекен". Они выразили готовность обсуждать ее с государственными органами, чтобы объединить усилия системы образования, палаты предпринимателей и самого бизнеса. Председатель комитета развития торговли НПП "Атамекен" Кайрат Мажибаев заметил: "То, о чем говорил Яков, – это реальное предложение государству о развитии дуального образования. Стране остро нужны профессиональные категорийные менеджеры, директора магазинов, сотрудники собственных производственных цехов и так далее – это хорошая возможность для развития".
Рекламный материал
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также