"Нанимайте психологов" - Нацбанк РК разъяснил коллекторам, как работать

09 января, 19:17
8
Иллюстративное фото: gig26.ru
Иллюстративное фото: gig26.ru

Коллекторам разъяснили разрешенные новым законом "О коллекторской деятельности" способы взаимодействия с должниками. Представителей агентств собрал Национальный Банк РК, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Сообщается, что коллекторы могут контактировать с должниками по телефону, встречаясь лично, отправляя текстовые, голосовые и иные сообщения по сотовой связи,  посредством сети Интернет, отправляя письменные уведомления.

Начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального Банка Казахстана Александр Терентьев предупредил, что финрегулятором будут жестко пресекаться любые попытки применения угроз и насилия к должникам. В соответствии с законом "О коллекторской деятельности" коллекторам запрещено совершение "противоправных действий, посягающих на права и свободы должника и его представителя, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье, а также повлекших причинение им имущественного и иного вреда". Другой пункт закона говорит о том, что коллектор не имеет права оказывать давление, угрожать применением насилия, уничтожения или повреждения имущества должника, оскорблять, совершать подлог документов, шантажировать, принуждая должника к выполнению обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита.

"Если вы будете принимать меры, не предусмотренные законом, мы, как надзорный орган, должны будем принимать соответствующие меры. Никого не собираюсь пугать, но в отношении этого, особенно угроз жизни, чести и достоинства гражданина, мы будем эти меры пресекать. У нас нет возможности осуществлять доказательную базу. Поэтому по вопросам, где будут фигурировать насилие, угрозы, все эти обращения будем направлять в правоохранительные органы.  Я не хочу этого, но такое возможно. У вас есть правовые полномочия. Сейчас народ становится более грамотным. Нанимайте штат психологов, учите персонал. Любые попытки насилия будут очень жестко нами пресекаться", - сказал Терентьев.

Коллекторов проинформировали о том, что они могут звонить должнику не более трех раз в день в течение дня в период с 08.00 до 21.00. Любые личные контакты в праздничные и выходные дни запрещены. Встречаться можно не более трех раз в неделю и не чаще чем один раз в день в период с 08.00 до 21.00. При этом выбор времени взаимодействия сохраняется за должником.

Коллекторам запрещено распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию должника и его представителя, разглашение  сведений, которые могут причинить им имущественный вред. Также запрещено разглашать охраняемую законами РК тайну, полученную от кредитора. Как пояснил Терентьев, коллекторы не могут сообщить работодателю должника о его долге, хотя такое право может быть прописано в банковском договоре.

Также коллектор не имеет права вводить должника, его представителя в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности, принимать деньги в любой форме, а также иное имущество в счет погашения задолженности, требовать погашения задолженности иным имуществом, кроме денег.

Отдельно Терентьев попросил коллекторов аккуратно вести документооборот, чтобы документы со сведениями о должниках, к примеру, не обнаружились в мусорке.

Начальник управления Нацбанка Казахстана сообщил, что финрегулятор "болезненно реагирует" на непредоставление вовремя ответов на запросы.

"Прошу в течение 15 дней всю информацию предоставлять. Лучше обратитесь для продления срока", - обратился Терентьев.

Вместе с тем на встрече было подчеркнуто, что обязательства перед законом должны исполнять не только коллекторские агентства, но и сами должники. Как отметил Терентьев, Нацбанк не собирается коллекторам мешать выполнять свою работу в рамках закона.

"Вы можете не согласиться и судиться с регулятором. Это не будет являться актом объявления войны. Не бойтесь подавать на нас в суд. В этом нет проблем. Мы тоже, как регулятор, можем иногда ошибаться. Должник тоже понесет ответственность за предоставление недостоверной информации. Заемщика нужно приучать жить в правовом поле, чтобы он не пытался избежать ответственности", - обратился к коллекторам Терентьев.

В свою очередь, один из присутствующих представителей коллекторских агентств Канат Боксебаев, в частности, отметил, что в новом законе появилась норма о том, что должник имеет обязательства предоставить информацию коллектору об имеющемся имуществе.

"У заемщика, скажем, есть какое-то свое имущество. Человеку объясняют, что в его обязанности входит предоставление информации: в случае судебного разбирательства на что можно в дальнейшем обратить эту задолженность. Если вы не можете ее вернуть в денежном эквиваленте. Люди такую информацию сейчас не предоставляют, хотя это в законе написано", - сказал Боксебаев.

Отметим, об этом говорится в статье 16 закона "Права и обязанности должника и (или) его представителя".

Как поступать коллекторам в подобных случаях, будет обсуждать рабочая группа с участием представителей коллекторских агентств, общественных объединений и Национального Банка. О ее создании было объявлено на встрече. Отработать все "тонкие места" в новом законе рабочая группа должна будет до 15 февраля 2018 года.

По сведениям Национального Банка, по состоянию на 1 января 2018 года учетную регистрацию в Национальном Банке прошли 60 коллекторских агентств, из них наибольшее количество зарегистрировано в Алматы - 34 коллекторских агентства.


Нравится Поделиться
Показать комментарии (8)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц