30 июля 2019 08:00

Зачем семейным компаниям нужна бизнес-модель?

В Караганде и Шымкенте прошли бизнес-мастерские проекта "Династия", на них эксперты из Ассоциации семейного бизнеса Казахстана и АТФБанка учили владельцев МСБ эффективно строить бизнес-модель (что это, как выяснилось, знают не многие), правильно позиционировать продукт и находить наилучшее финансирование.

ПОДЕЛИТЬСЯ

В Караганде и Шымкенте прошли бизнес-мастерские проекта "Династия", на них эксперты из Ассоциации семейного бизнеса Казахстана и АТФБанка учили владельцев МСБ эффективно строить бизнес-модель (что это, как выяснилось, знают не многие), правильно позиционировать продукт и находить наилучшее финансирование.

Продавать надо дорого!

Реклама
Реклама

Звучит как парадокс для рынка, где компании хотят продавать дешевле конкурентов и "всем и каждому". "У вас есть два варианта: продавать "дорого и мало" или "дешево и много". А идеальное соотношение "цена-качество" - это долина смерти. И никогда не делайте скидок, лучше добавляйте "ценности" в продажи", - предупреждает эксперт АСБК Яна Исакова.

А коуч Татьяна Шпилькова советует: "Сегментируйте клиентов и делайте продукт для них. Конкурировать ценой и качеством уже практически невозможно. Выделиться поможет только уникальная бизнес-модель. Будь это салоны красоты для рыжих и кудрявых, доставка на самокатах за 15 минут или что-то еще".

Клиенты АТФБанка с большим опытом работы в сегменте МСБ с этой формулой согласны. "Когда мы сегментировали клиентов, то условно решили не продавать по 30 тонн ГСМ трем клиентам, а отдать 100 тонн одному стабильному покупателю, который согласился платить дороже. Доволен и он, и мы", - делится Диас Ильясов, генеральный директор семейной компании ТОО "Retail Trade Oil". Он согласен с идеей, что у каждого бизнес-процесса должен быть свой "владелец". И лучше, если его можно контролировать. Когда компания "расшивала" узкие места и хотела быть менее зависимой от поставщиков, то приобрела на кредитные средства АТФБанка свою нефтебазу.

Тестируйте идеи

"Тестировать свои идеи можно бесплатно, - подсказывает Яна Исакова. - Хотите открыть коворкинг? Сделайте лэндинг и напишите, что откроетесь через месяц. Посмотрите, сколько будет предзаказов. Иногда выгоднее вернуть клиентам деньги и не открываться".

Владелец ТОО "Эге-Шымкент" Кахраман Исмаилов убедился, какой ценовой сегмент предпочтительнее, тоже путем тестов. "Сейчас мы производим мебель по цене выше среднего. В свое время сотрудники убеждали меня заняться мебелью попроще, но я увидел, что быстрее и рентабельнее продать два комплекта дорогой, чем десять комплектов дешевой мебели", - говорит Кахраман.

В бизнесе он уже 40 лет, последние 15 лет получает финансирование в АТФБанке.

"Я смог закупить оборудование и расширить свою бизнес-династию. По госпрограмме "Ондирис" конечная ставка для нас – 6 процентов", - доволен предприниматель.

С кого начинается бизнес-модель

Отстройка любой бизнес-модели начинается с клиентов, подчеркивает коуч Татьяна Шпилькова. Именно там находятся потребности, которые потом трансформируются в продукты и бизнес-процессы, вокруг них строится любая оболочка и экосистема бизнеса. Джанаткул Тулеуовой, которая продает женскую одежду, однажды пришлось начать свой бизнес заново. "При пожаре сгорел весь товар, - вспоминает она, - Это был, конечно, стресс. Моя клиентская база и кредит АТФБанка помогли за два месяца восстановить обороты". Не утонуть в стоке в бизнесе с таким сложным ассортиментом ей помогает только знание запросов клиентов.

Кредит - в обмен на информацию

В целом классический треугольник проблем любого бизнеса состоит из системных проблем (сбой в бизнес-процессах), низкой конверсии (мало клиентов) и проблем с прибылью (продажа задешево).

"Чтобы избежать проблем на этапе финансирования, не бойтесь показывать свою управленческую отчетность банку", - советует директор Карагандинского филиала АТФБанка Рустам Дюсенов. Банковская тайна гарантирует сохранность данных, а эта информация важна для выбора оптимальной модели финансирования. "Немногие владельцы бизнеса знают, например, что банк может предлагать сезонному бизнесу пиковые выплаты в месяцы наивысших продаж и отсрочку в инвестиционный период", - добавляет директор Шымкентского филиала АТФБанка Бахытжан Калимбетов.

"Кредит в АТФБанке МСБ-компания сейчас может получить всего за 10-14 дней при условии предоставления полного пакета документов", - отмечает Бахытжан Калимбетов.

Партнерский материал
Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram