ПОДЕЛИТЬСЯ
05 мая 2016 | 08:45
Океан возможностей
Как выжить в среде жесткой конкуренции и как вести свой бизнес в условиях перенасыщения рынка? Этот вопрос тревожит как начинающих предпринимателей, так и серьезные компании, которые ищут возможности для расширения деятельности.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Как выжить в среде жесткой конкуренции и как вести свой бизнес в условиях перенасыщения рынка? Этот вопрос тревожит как начинающих предпринимателей, так и серьезные компании, которые ищут возможности для расширения деятельности.
Довольно интересное решение этой проблемы предлагают Ким Чан и Рене Моборн, авторы книги "Стратегия голубого океана".
Ким Чан и Рене Моборн использовали интересную метафору для описания рынков.
Кровавым (красным) океаном они окрестили рынок, насыщенный конкурентами, где идет ожесточенная борьба за каждого нового потребителя, голубым же океаном назвали абсолютно новую, доселе не охваченную нишу рыночного пространства, которая создается благодаря инновации ценности. Инновация ценности - это не просто создание нового продукта - это удовлетворение совершенно новой потребности. Словом, голубые океаны - это до сих пор неизвестные индустрии.
В чем основное различие этих стратегий?
Красный океан использует все силы для активной конкурентной борьбы. Голубой же океан - отказывается от конкуренции вовсе.
Если в красном океане борются за уже существующий опыт, то в голубом океане спрос создают.
Одной из самых важных характеристик голубого океана является отрицание фундаментального принципа традиционной стратегии о прямой зависимости ценности модели от затрат на нее. Согласно этому принципу, компании либо создают большую ценность с большими расходами либо понижают расходы, понижая ценность. В случае же голубого океана, становится возможным понизить затраты, не теряя отличительных качеств.
Парадокс стратегии состоит в том, что стратегию создания инновации ценности используют всего 14% компаний, но именно на долю этих 14% приходится 62% чистых доходов.
Не стоит отождествлять голубые океаны исключительно с технологическими инновациями, ведь они, являют собою не новинку вообще, а использование новинки для создания новых ценностей и нового спроса.
Голубые океаны могут быть созданы не только новыми игроками рынка, но и уже существующими компаниями в рамках расширения их основной деятельности.
Примечательно одно: компании, использующие стратегию голубого океана, создают бренды, которые прочно закрепляются на 10-15 лет, а то и на целые десятилетия. Они могут не бояться быстрого появления конкурентов в своей области, так как первооткрыватели уже будут владеть довольно крупной долей своего рынка, что значительно затруднит вхождение туда новых игроков.
Усиление ситуации конкурентной борьбы произошло в 70-х 80-х годах с приходом в западную экономику сильных восточных компаний, голубые же океаны существовали задолго до этого, и будут существовать, пока будут создаваться новые отрасли и новые сферы деятельности.
Авторы "Стратегии голубого океана" считают, что роль рычага развития принадлежала и будет принадлежать именно голубым океанам, тогда как потенциал конкурентной среды со временем будет только падать.
Наиболее известными детищами этой стратегии являются "Форд-Т", который перевернул представление общества об автомобилях, компьютерная система IBM 360, персональный компьютер Apple с понятным пользователю интерфейсом. Первые кинотеатры, мультиплексы и мегаплексы, а также деятельность таких известных компаний, как Federal Express, Southwest Airlines, CNN есть ни чем иным, как созданием голубых океанов. Наверное, самым ярким примером этого подхода является сегодня Cirque du Soleil, которые вместо того, чтобы бесконечно улучшать традиционные цирковые номера, или тратить колоссальные средства на приобретение новых декораций, создали абсолютно новый жанр на стыке цирка и театра.
Коворкинг MULTISPACE в Астане также является своего рода примером использования стратегии голубого океана. За основу была взяла уже известная модель организации общего рабочего пространства, однако после внедрения множества уникальных функций и особенностей, от классического коворкинга здесь осталось лишь название.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также