ПОДЕЛИТЬСЯ
17 февраля 2020 | 10:02
В "Астана Опера" состоялась премьера балета "Бетховен - Бессмертие - Любовь"
Мировая премьера балета "Бетховен - Бессмертие - Любовь" о судьбе творца-композитора Людвига ван Бетховена с огромным успехом прошла на сцене Большого зала "Астана Опера" 14 и 15 февраля при содействии Министерства культуры и спорта РК. Столичный театр представил широкой публике новый балетный жанр. Спектакль поставлен немецким хореографом Раймондо Ребеком на музыку Людвига ван Бетховена, Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Дирка Хаубриха. "Бетховен - Бессмертие - Любовь" - это масштабное творческое высказывание на тему драматического жизненного пути выдающейся личности.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Мировая премьера балета "Бетховен - Бессмертие - Любовь" о судьбе творца-композитора Людвига ван Бетховена с огромным успехом прошла на сцене Большого зала "Астана Опера" 14 и 15 февраля при содействии Министерства культуры и спорта РК. Столичный театр представил широкой публике новый балетный жанр. Спектакль поставлен немецким хореографом Раймондо Ребеком на музыку Людвига ван Бетховена, Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Дирка Хаубриха. "Бетховен - Бессмертие - Любовь" - это масштабное творческое высказывание на тему драматического жизненного пути выдающейся личности.
Балет начинается с похоронной процессии. Люди, одетые в черную одежду, прощаются с гением, провожая в последний путь великого композитора. Они поражены вестью о его смерти и глубоко скорбят о том, что Бетховен покинул их. Эта сцена показывает, насколько сильным было его влияние в музыкальном мире. Черное пианино, символизирующее гроб, создает мрачную картину бытия, утверждая таким образом, что все в этом мире бренно. Однако немного позже эпизод Космоса покажет нам, что композитор не умер, а лишь стал частью Вселенной, одной из звезд высокого черного небосвода.
Композицию самого балета можно считать повествовательной, сюжет рассказывает нам о муках и тайнах творчества гения. На сцене мир Бетховена обретает такую силу и мощь, что зритель верит: все так и было. Вот будущий композитор с отцом сидит за роялем, изучая новый материал: снова и снова Людвигу приходится повторять сочинение. С тяжелым трудом помогает справиться Эвтерпа – Вдохновение (Асель Шайкенова, Гаухар Усина), она поддерживает его. Все артисты передают образы очень эмоционально, их движения хореографически выверены. И несмотря на то что в этом балете есть ряд абстрактных героев (Болезнь, Вдохновение, Любовь), все же зрителям легко понять линии характеров этих персонажей.
Повзрослевший одаренный Бетховен привлек внимание просвещенных боннских семейств, а блестящие фортепианные импровизации обеспечили ему свободный вход в высокие музыкальные собрания. Примером такого внимания высшего общества к персоне Бетховена в балете можно считать сцену Венского бала. Помимо абсолютно новой современной хореографии, удивило здесь и сценическое оформление. Декорации японского мастера, а также автора концепции светового дизайна Йоко Сеяма напомнили хрустальный дворец. Такое решение было принято не просто так. Прозрачный хрусталь – символ другого временного измерения, точнее, он указывает нам на то, что действие балета не принадлежит какому-то конкретному времени и месту. Наверное, поэтому хореограф именно в этой сцене вводит в спектакль главную героиню Любовь (ее наряд ярко-красного цвета как символ этого сильного чувства). Первая встреча композитора с возлюбленной происходит в момент, когда все общество застывает, не только недвижимо, но кажется, что и бездыханно, так, точно в самое сердце Бетховену попадает своими чарами Любовь.
Меняет общий настрой переход музыкального материала от моцартовской серенады к современной музыке немецкого композитора Дирка Хаубриха. И новое восхищение зрительской аудитории: портреты учителей Бетховена – Моцарта и Гайдна – оживают, выходя из своих картинных рамок, и они танцуют трио вместе с Бетховеном, позже, в па-де-куатре, к ним присоединяется Эвтерпа.
Впечатляюще интересен был Бахтияр Адамжан (Бетховен), особенно это касается сцены письма, его пластические и артистические решения показывают творчески зрелую актерскую натуру. В паре с ним танцует прима театра Айгерим Бекетаева (Любовь), свою героиню она сделала драматически правдивой и пронзительно чувственной. Во второй день в этих партиях блистали Далер Запаров и Марико Китамура.
Восхитили по динамике массовые сцены. Хореография Раймондо Ребека пластичная, он знает, как правильно использовать пространство. Яркие сольные и парные номера двух главных действующих лиц отражают накал чувств, однако Бетховен делает выбор все же не в пользу Любви, он отдает предпочтение Эвтерпе – вдохновению.
Сам Бетховен любил повторять, что музыка — более высокое откровение, чем вся мудрость и философия. "Кому открывается моя музыка, тот избавляется от всех тех бед, которые терзают других людей", - говорил он.
Музыкальные номера в этом балете воплощают богатейшую подборку характеров, эмоций, психологической атмосферы. Симфонический оркестр "Астана Опера" под руководством дирижера-постановщика Абзала Мухитдина уверенно справился с поставленной задачей и передал яркие краски такой знакомой и в то же время каждый раз новой музыки. Соло на рояле блестяще исполнила Долорес Умбеталиева.
По сюжету последние годы жизни Бетховен страдал и боролся со своей глухотой. Очень интересной и глубокой по своему психологическому и хореографическому содержанию оказалась партия Болезни (Олжас Маханбеталиев, Серик Накыспеков). Композитора настигла глухота, которая стала платой за талант. Балетмейстером утверждается мысль о том, что недуги есть в каждом из нас, будь ты человек из знати или из бедного сословья, от своей болезни не убежишь.
Завершающая сцена Рая полностью выдержана в белом цвете, она говорит нам о неподвластном влиянии времени. В музыкальную основу материала легла знаменитая Симфония № 9 Бетховена. Посыл этого произведения ясный и современный. Именно сегодня, когда в мире множество конфликтов, он особенно актуален, это произведение об объединении людей.
В этой масштабной сцене был занят весь творческий коллектив театра "Астана Опера". Впервые в истории балета артисты хора стали полноценными участниками балетного спектакля. Фигуры, созданные ими на сцене, завораживали своими четкими линиями. Артисты балета, хора, миманса, солисты оперы, музыканты оркестра создали по-настоящему захватывающее зрелище.
Бетховен стоит один. Он неподвластен времени и пространству – на такой эмоциональной ноте заканчивается мировая премьера балета "Бетховен – Бессмертие – Любовь". Солисты сорвали шквал аплодисментов, крики "браво" слышались отовсюду, море цветов украсило сцену после выступления как благодарность артистам за высокое мастерство.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также