ПОДЕЛИТЬСЯ
08 ноября 2021 | 11:30
Архивы КНБ. Шпион пытался завладеть секретными чертежами в Казахстане
В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.
Tengrinews.kz публикует отрывки из книг. Эта история о том, как прошла первая самостоятельная крупная операция военной контрразведки.
"Эндшпиль для разведки"
Тихий осенний день. Кафе близ авиационной базы. Невысокий, крепко сложенный мужчина быстро потушил в пепельнице сигарету.
Теряя самообладание, он взглянул на переданные документы: чертежи военных истребителей Казахстана находились в его дрожащих от волнения руках. "Удалось", – мысленно проговорил тот, чья шпионская миссия подходила к своей кульминации...
Началом истории можно считать июль 2001 года, когда в отделе военной контрразведки раздался телефонный звонок. "Маке, нужно срочно встретиться. Дело безотлагательное", – проговорил голос в трубке.
Через 30 минут Марат уже сидел на конспиративной квартире и ждал своего агента под оперативным псевдонимом Бауржан. Именно он попросил о срочной встрече. Разговор пошел о неком иностранце, который занимался мелкой коммерцией, что называется, крутился. Однако под различными предлогами от предлагаемых сделок отказывался. От своих соотечественников он отличался повышенным интересом к деятельности дислоцированных воинских частей, стремлением завязать приятельские отношения с военнослужащими и их окружением. Еще он давал защитникам Отечества серьезные суммы денег взаймы, а требовать их возврата не торопился. Прикрываясь предпринимательской деятельностью, иностранец расширял круг знакомств. Имя у него для местных жителей было достаточно сложным в произношении, поэтому представлялся он коротко – Коля.
Было принято решение выяснить, чего хочет подозрительный иностранец. Бауржан, которого с неоднозначным субъектом связывала общая историческая родина, лучше всех мог быстро войти в доверие, не вызывая подозрений. К тому же оперативный источник не раз бывал в стране субъекта, и завязать откровенный разговор не представляло труда.
Совместно обсудив всевозможные варианты встречи, оперативник и агент приняли решение пригласить иностранца в гости.
В уютной обстановке маленькой квартиры за дастарханом сидели и разговаривали двое мужчин. То и дело прибегала и по-житейски болтала гостеприимная хозяйка дома. На столе стояли только что принесенный бешбармак и уже наполовину выпитая бутылка водки. В ходе уже вполне сложившейся дружеской беседы Бауржан предложил новому знакомому совместно заняться вывозом металлолома, которого в Казахстане много, а прибыль делить пополам. Но такие сделки мало интересовали иностранца. Больше он хотел узнать о находившейся на окраине города авиабазе.
Начав разговор о спросе в своей стране на драгоценные металлы, содержащиеся в блоках управления и аппаратуре военных самолетов, Коля раскрыл перед собеседником карты. Выпитая немалая доза крепкой местной водки и радушие хозяина несколько притупили в нем чувство осторожности.
В разговоре с иностранцем Бауржан упомянул о своем друге Берике, военнослужащем авиабазы, и предложил познакомить с ним. Оба собеседника остались довольны результатами встречи.
Шестеренки гроссмейстерского плана военных контрразведчиков завертелись сильнее...
Берик, новая фигура в этой истории, не раз твердил иностранцу о секретности документов, но эти доводы не останавливали Колю. Наживка была проглочена. После подробного доклада Марата в центр из столицы в срочном порядке прибыла оперативная группа КНБ.
Ее участники подготовили два пакета документов для предполагаемого шпиона. Первый – "ознакомительный", в котором находились несекретные материалы с печатями, правда, российскими. Иностранец остался показанными документами доволен.
Второй пакет состоял из документов с проставленным грифом секретности и якобы представлял собой военную тайну.
Впереди оперативников ожидал самый ответственный момент – задержание. Местом встречи выбрали небольшое одноэтажное здание кафе на 10 мест близ авиабазы. Было принято решение брать шпиона именно там: помещение закрытое, в отличие от улицы, где свои коррективы могут внести погодные условия.
Час икс неумолимо приближался, напряжение нарастало. Позади серьезная скрупулезная подготовка к мероприятию. С первых минут оперативники активно включились в процесс. Марат мысленно сравнивал их с ульем пчел или муравейником, где каждый точно понимает и выполняет свою задачу.
Серьезное внимание оперативники КНБ уделили техническому сопровождению мероприятия. Также во избежание нестандартных ситуаций периметр кафе был заблаговременно оцеплен, а столики для посетителей заняты переодетыми сотрудниками. Одним словом, опергруппа была в полной боеготовности еще задолго до начала задержания.
И вот вдалеке показался знакомый силуэт. Прежде уверенная походка иностранца сменилась на торопливые шаги человека, предвкушавшего победу. Иностранец не почувствовал угрозы: завсегдатаи кафе – военные, так ему казалось, мирно обедали и не обращали на посетителя внимания. Тем временем аудио- и видеоаппаратура фиксировала его появление.
Берик ожидал гостя и усадил его напротив себя. После короткой беседы протянул заветную папку. Иностранец закурил и открыл документы, он уже представлял момент, когда передаст документацию резиденту своей разведки. Глаза забегали, задрожали пальцы.
Вдруг тишину нарушил внезапный резкий шум. Словно из ниоткуда возникла группа захвата в масках и с автоматами. Еще мгновение, и лицо иностранца уперлось в холодный пол помещения кафе.
"Коля" долго не мог прийти в себя. Смутно осознавая произошедшее, поначалу свою вину отрицал, срывался на истеричный крик, обвиняя оперативников и следователей в провокации и угрожая международным скандалом.
Однако позднее под давлением неопровержимых фактов иностранец все-таки признался, что действовал по заданию спецслужбы своей страны и прибыл в Казахстан целенаправленно для приобретения и вывоза технической документации на военные истребители. Обвиненный в шпионаже против Республики Казахстан иностранец решением Военного суда был приговорен к 10 годам лишения свободы.
Это была первая самостоятельная крупная операция отечественной военной контрразведки, до настоящего времени являющаяся одним из эталонов профессионализма.
Показать комментарии
Читайте также