ПОДЕЛИТЬСЯ
25 ноября 2021 | 12:00
Операция "Торнадо". КНБ ликвидировал международную наркоцепь
В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.
Tengrinews.kz публикует отрывки из книг. Это история о транснациональной наркоструктуре.
Афганистан – безоговорочный лидер в выращивании опийного мака и родина практически всего героина в мире, это всем известный факт. Но реальные масштабы изготовления синтетических наркотиков в этой стране поражают воображение. Например, учитывая возросшую популярность "дизайнерских" наркотиков, часть афганских нарколабораторий переоборудованы под их производство. В частности, только метамфетамин производится на двух тысячах мини-фабрик. А доходы от контрабанды и сбыта наркотиков направляются на финансирование международных террористических организаций, и это тоже давно уже не секрет.
Из-за того, что Казахстан является транзитной зоной между Азией и Европой, в нашей стране, к несчастью, возрастает угроза внутреннего потребления синтетических наркотиков. Но самое страшное в том, что "синтетика" становится все доступнее для подростков и молодежи – преступники уже давно наладили схемы сбыта наркотиков через Интернет. Отсюда дешевизна и, как следствие, приобретение молодыми людьми быстрой зависимости.
Осознавая весь масштаб угрозы афганского наркотрафика, Комитет национальной безопасности разработал операцию "Торнадо", которую впоследствии успешно реализовал.
Работать решено было по-крупному: в поле зрения попала очень значимая транснациональная наркоструктура, подконтрольная одной из международных террористических организаций. Ее-то оперативники и взяли в разработку.
В результате кропотливой работы была выявлена разветвленная сеть международного наркосиндиката в Казахстане, а также в странах Европы и Азии определены роли и функции его участников, установлены каналы связи, маршруты транспортировки и способы сокрытия наркотиков.
Продуманные многоходовые комбинации позволили внедрить в эту наркоструктуру оперработника КНБ, который благодаря блестящей имитации преступной деятельности сумел закрепиться в структуре противника.
Сейчас это выглядит как сюжет из голливудского фильма. И лишь одним участникам операции известно, на какой риск они шли.
В тот период на фоне мировой эпидемиологической обстановки закрылись государственные границы. Но это было только на руку оперативникам: пособники афганской наркогруппировки нуждались в устойчивом канале переброски наркотиков, а потому оперработник смог без проблем внедриться в эту структуру. И вот ему уже поручают контрабандную переброску крупных партий наркотиков из Афганистана в Казахстан, Италию и Китай.
Мост дружбы
Наступила активная фаза операции "Торнадо". Накануне была сформирована оперативная группа, в которую вошли наиболее надежные и опытные сотрудники. Согласовав с иностранными партнерами все механизмы взаимодействия, группа направилась в место, где изготавливаются наркотики.
Из воспоминаний участников операции: "Мы выдвинулись в эпицентр наркопреступности – Афганистан – в составе четырех человек. Узбекско-афганскую границу пересекли по знаменитому "Мосту дружбы", через который 30 лет назад осуществлен вывод из Афганистана войск Советского Союза".
Афганские пограничники очень отличались от узбекских коллег, выглядели как боевики-моджахеды: у них отсутствовала единая военная форма, современные средства связи. Небрежно, но уверенно держали автоматы Калашникова. На их фоне выделялся начальник погранпоста, который передвигался на спорткаре "Мазерати" в сопровождении двух телохранителей.
Группу встретили сотрудники МВД Афганистана, и в сопровождении силовиков они выдвинулись в Мазари-Шариф. Сопровождающие всегда были начеку и находились в постоянной готовности к чрезвычайным ситуациям и террористическим атакам. Да, афганские власти управляли крупными населенными пунктами, но междугородние дороги контролировались талибами, поэтому безопасность на пути следования не гарантировалась.
"На обочине дороги мы видели обстрелянные машины с пятнами крови на передних сиденьях и стеклах. Это давило на нас. В эти минуты я начал глубже понимать значение слов о надежном боевом товарище, с которым можно идти в разведку. Несмотря на постоянную угрозу нападения, мы ни на секунду не пожалели о принятом решении"
В какой-то момент операция "Торнадо" едва не сорвалась из-за того, что руководство МВД ИРА узнало об условиях передачи наркотиков внедренному оперработнику на подконтрольной талибам территории.
Но казахстанская сторона не могла завершить операцию на полпути, ведь на ее разработку и проведение была затрачена масса усилий и времени. С большим трудом группе все же удалось убедить сотрудников МВД ИРА продолжать работать.
"Мы решили самостоятельно, без участия афганских полицейских, встретиться с моджахедами. Тем не менее бойцы спецназа переоделись в гражданскую одежду и отправились с нами в качестве проводников, придерживаясь легенды", – рассказывает руководитель оперативной группы.
Местом встречи была определена горная местность в провинции Балх, вдали от населенных пунктов.
По дороге была слышна перестрелка: совершено нападение на ближайший полицейский участок. Позже выяснилось, что это была часть преступного замысла наркосиндиката, чтобы отвлечь внимание органов правопорядка.
Ближе к вечеру на пикапах прибыли несколько афганцев. Они не скрывали наличие у них оружия и выказывали недоверие к внедренному оперработнику. Переспросив условную фразу, они передали 7 мешков, забитых наркотиками – 115 килограмм метамфетамина и 56 килограмм героина, предназначенных для контрабанды в страны Европы и Китай. Условия передачи наркогруза получателям они сообщат позже, через "куратора".
Как позже рассказал один из основных участников спецоперации: "Эта короткая встреча с афганскими наркодельцами остается одним из самых напряженных моментов за весь период моей службы".
Дальше все в обратном порядке: отъезд в Мазари-Шариф, приграничный город Хайратон, и вот уже группа пешком направляется в Узбекистан через "Мост дружбы".
"Каждый метр пешего перехода держал нас в полном напряжении. В сопровождении представителей узбекских спецслужб мы вернулись в Казахстан. С ними мы всегда взаимодействовали на высоком уровне", – вспоминают оперативники.
Так был завершен первый этап международной спецоперации "Торнадо".
Подготовка второго этапа спецоперации
Убедившись в безопасной доставке груза, руководитель казахстанской ячейки наркосиндиката распорядился отправить 26 килограмм героина в Италию и 45 килограмм метамфетамина в Китай. Оставшуюся часть синтетического наркотика должны были передать его сообщникам в Казахстане.
Объем работы вырос, поэтому оперативная группа была расширена и разделена на 3 подгруппы. Теперь перед ними стояла непростая задача – разработка и проведение синхронных задержаний в Казахстане, Китае и Италии. А различие национальных законодательств значительно затягивало процесс совместных действий.
Однако все партнеры понимали, что афганский трафик несет общемировую угрозу, поэтому инициатива КНБ нашла понимание с их стороны. Началась работа по проведению совместных операций, мероприятия проводились в трех основных направлениях. Вводные китайским и итальянским партнерам поступали из КНБ.
Операция в Италии
Контролируемая поставка в Италию осуществлялась через Москву при содействии ФСБ России.
По прибытии в Рим внедренному оперативнику нужно было связаться с афганским организатором.
"В ожидании телефонного звонка мы с итальянскими коллегами заменили наркотики на муляжи. На этом настояли итальянские партнеры, так как беспокоились за сохранность наркотиков. Через несколько дней позвонил наркополучатель, бегло разговаривающий на английском языке. Он пригласил нас в район гетто, где компактно проживали выходцы из Афганистана и Пакистана", – отмечает участник операции.
Все это сильно затрудняло оперативный контроль и реализацию силовой фазы спецоперации. Но оперработнику удалось уговорить наркодельца поменять место криминальной сделки. В итоге встреча была назначена у "Макдональдса", напротив станции метро "Термини".
"Сделка" контролировалась боевой группой, созданной генеральным директором Центрального управления по борьбе с наркотиками генерал-лейтенантом Антонио Маггиоре и прокурором города Рим Лучиа Лотти для задержания представителей итальянской ветки синдиката.
На встречу прибыли двое мужчин-пакистанцев. Участники встречи показали друг другу две разорванные части 100-долларовой купюры: старый и проверенный метод идентификации своих немного разрядил обстановку.
Все шло по заранее продуманному сценарию. Внедренный сотрудник КНБ после предварительной беседы остановил такси – это была заранее подготовленная автомашина – и вместе с наркополучателями направился к складским помещениям.
Но здесь случилось непредвиденное: осмотрев тайник, участники наркогруппировки захотели вскрыть упаковки, чтобы проверить качество наркотиков. Стоит ли говорить, что, если бы преступники обнаружили подмену наркотиков, операции настал конец. И не только в Италии. Но оперработнику удалось убедить получателей не проверять "товар", даже несмотря на языковой барьер.
Наркоакция была успешно завершена.
Четкая и слаженная работа произвела большое впечатление на итальянских партнеров. Перед возвращением казахстанских оперативников генерал-лейтенант Антонио Маггиоре отметил историческое значение совместной с КНБ операции и выразил готовность к дальнейшим совместным разработкам.
Операция в Китае
Вместе с итальянской операцией необходимо было ликвидировать канал распространения и в Китае. Однако вспышка коронавирусной инфекции и закрытие Китаем государственной границы внесли значительные коррективы в работу второй оперативной группы.
В новых условиях пришлось взаимодействовать с китайскими партнерами в формате видео-конференц-связи. В отличие от итальянского сценария, оперработники были лишены прямого контакта с объектами. Опытные борцы с наркобизнесом знают важность оценки невербальных проявлений объектов и поймут сложность этой задачи.
Контролируемый груз был передан китайским партнерам на казахстанском пункте пропуска, а сотрудники КНБ остались в Республике Казахстан.
Наркотики доставили на полуостров Хайнань, и организаторы наркоканала заявили, что хотят получить их бесконтактным способом. Оставив груз в одном из складских помещений морского порта и передав координаты получателям, МОБ КНР организовало непрерывный контроль за складом, который длился около двух дней.
На третий день к складу на грузовом транспорте наконец прибыли двое мужчин. Проверив содержимое бочек, они загрузили их в машину и при выезде из склада были задержаны силовиками.
Дальше – дело техники. Благодаря своевременным действиям китайских партнеров задержаны лидер международной наркогруппировки и 10 ее участников. Синдикат специализировался на контрабанде наркотиков в Малайзию, Филиппины и Австралию и на протяжении двух лет разрабатывался китайскими спецслужбами.
Операция в Казахстане
Третья оперативная группа разрабатывала казахстанскую ветку международного преступного синдиката.
По условиям организаторов афганского наркосообщества казахстанскую партию наркотиков должен был забрать их сообщник в столице. В качестве средства связи афганцы рекомендовали использовать мессенджер Signal.
Спустя несколько дней некий пользователь под логином "Джамал" вышел на связь и попросил передать наркотики через тайник, который находился на открытой местности в пригороде Нур-Султана.
Оперативники условия выполнили, параллельно установив контроль за местностью в онлайн-режиме. Через время на место закладки прибыл тот самый "Джамал", забрал наркогруз и привез к своему месту жительства. Нельзя не отметить, что парень оснастил жилой дом видеокамерами, участок оборудовал сигнализацией, в общем, соблюдал строгие меры конспирации.
Как выяснится позже, именно он руководил казахстанским звеном наркоструктуры и "курировал" внедренного оперативного работника.
Личность фигуранта установили быстро: им оказался Константин Ковалев, бывший военнослужащий ГРУ России, имевший боевой опыт в Сирии.
Действовал Ковалев по хорошо отлаженной схеме, поступивший товар расфасовывал и прятал в бытовых приборах: микроволновых печах, чайниках, гироскутерах и даже лакокрасочных изделиях для безопасной транспортировки в различные регионы Казахстана.
Тянуть с задержанием Ковалева не стали – его задержали во время отправки им наркогрузов в областные центры Казахстана. Основная часть наркотиков хранилась у него дома. Наркоделец же в свою очередь раскрыл личности всех восьмерых подконтрольных ему региональных наркодилеров, которые были задержаны с поличным при получении груза в Шымкенте, Алматы, Кокшетау, Степногорске, Костанае, Павлодаре, Атырау и Караганде.
Но, кроме наркоканала, оперативниками была вскрыта и пресечена деятельность нелегального криптообменника, через который обналичивались преступно нажитые денежные средства, ликвидирована деятельность 6 передвижных "майнинговых ферм" по созданию криптовалют, установлены и заблокированы 6 крупных интернет-магазинов, через которые рознично реализовывался товар.
Значимость спецоперации "Торнадо" в пресечении деятельности крупного транснационального преступного сообщества невозможно переоценить. Подумать только, международной террористической организации, которая контролировала деятельность наркосиндиката, нанесен ущерб в размере 16 миллионов долларов США!
А мультипликативный эффект от спецоперации ощущался еще на протяжении длительного периода, как результат – значительное снижение объемов сбыта синтетических наркотиков в Казахстане.
И конечно, вся эта работа стала возможна благодаря отваге, высокому профессионализму и упорному труду оперативных сотрудников КНБ, рисковавших собственным здоровьем и жизнями ради того, чтобы разорвать эту цепь поставок наркотических средств.
Вопрос от редакции
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также