ПОДЕЛИТЬСЯ
19 марта 2009 | 16:08
Роман Солодченко "умывает руки"
В феврале государственный фонд "Самрук Казына" выкупил 78,14 процента акций "БТА Банка" - крупнейшего в Казахстане. Руководство банка сменилось. Глава банка Мухтар Аблязов был отстранен от должности председателя правления. Его место занял Роман Солодченко, который затем был перемещен на пост заместителя председателя финансового института, а спустя еще некоторое время уволился из банка и эмигрировал с семьей. После этого бывший банкир дал интервью ряду СМИ, в том числе информационному агентству "КазТАГ", фрагменты из которого приводятся ниже.
ПОДЕЛИТЬСЯ
В феврале государственный фонд "Самрук Казына" выкупил 78,14 процента акций "БТА Банка" - крупнейшего в Казахстане. Руководство банка сменилось. Глава банка Мухтар Аблязов был отстранен от должности председателя правления. Его место занял Роман Солодченко, который затем был перемещен на пост заместителя председателя финансового института, а спустя еще некоторое время уволился из банка и эмигрировал с семьей. После этого бывший банкир дал интервью ряду СМИ, в том числе информационному агентству "КазТАГ", фрагменты из которого приводятся ниже.
Как Солодченко "БТА банк" не узнал"Мой уход связан с тем, что я не хотел принимать участие в развале банка", заявил бывший банкир. По словам Солодченко, банк превратился из частной организации в государственную и "стал работать не на эффективность, не в интересах вкладчиков, а в интересах самой организации, то есть на поддержание самой организации, накачивание ее ресурсами, может быть, в чисто карьерных интересах". Эти признаки "начали проявляться буквально через неделю после захода правительства", - отметил бывший руководитель банка.
В интервью радио "Азаттык", Солодченко назвал именно эту причину основной для его отказа от продолжения работы в "БТА банке", добавив, что "банк стал совершенно другой организацией". "Это уже не та организация, которую мы с коллегами строили все эти годы" - отметил он. Кроме того, бывший руководитель банка указал, что в случае продолжения "негативных тенденций" в банке, "скорее всего, все грехи и суммы, потраченные на банк, будут списаны на ошибки старой команды". "Поработав на государство и в государстве, у меня нет никакого доверия к государственной системе. И я посчитал для себя лучшим уйти именно в этот момент", - констатировал Солодченко.
Об Аблязове и не толькоПо мнению бывшего банкира, уголовные дела в отношении бывшего главы совета директоров "БТА банка" Мухтара Аблязова и первого заместителя председателя правления Жаксылыка Жаримбетова говорят о том, что "начинаются поиски виновных". По словам Солодченко, в настоящее время государство направило в банк сумму, приближающуюся к 3 миллиардам долларов, однако "негативные процессы не остановлены, и идет только сжигание средств". По информации бывшего банкира, до приобретения государством контрольного пакета "БТА банка", финансовой организации требовались только 200 миллионов долларов краткосрочных кредитов от Национального банка до конца февраля и открытая кредитная линия на такую же сумму. Солодченко не понравилось и то, что государство не обсуждало с акционерами и клиентами банка приобретение его доли. "Поэтому не было доверия ни к государству, ни к новой команде", - отметил он.
По информации Солодченко, "депозиторы... продолжают снимать вклады. Самые расторопные клиенты сразу приостановили погашение по кредитам, и на сегодня этот процесс не отлажен. И количество невозвратов по кредитам растет. Плюс еще идут погашения иностранным кредиторам, которые тоже достаточно сильно нервничают по поводу того, насколько государство или новая команда смогут выполнить свои обещания. Мы уже видели кредиторов, которые были готовы предъявить требования о досрочном погашении".
По мнению бывшего главы финансовой организации, государству не следовало управлять "БТА банком", оно должно было только поддерживать его. Так как этого не произошло, "из старой управленческой команды часть людей ушла сразу, часть, по сути, заняла выжидательную позицию. Потому что новая управленческая команда зашла очень активно в банк, и сигналы были отправлены такие: "вы пока сидите, мы сейчас разберемся, потом уже будем говорить, куда и как двигаться". К такой передаче "обычно долго готовятся, и сам процесс передачи в управление занимает не меньше года. Если государство заходит в банк, и делает это так резко, как оно зашло в "БТА", тогда необходимо было сразу объявлять решение о консервации банка и тогда же полностью внедрять государственную команду", - уверен бывший банкир.
"БТА банк" после Солодченко"Могу сказать, что из трех источников, которыми государство могло бы погашать внешние обязательства банков перед кредиторами, а именно - поступления от портфеля, депозиты и господдержка, работает только один. Понятно, что на него приходится основная нагрузка. Государство вынуждено закачивать все больше и больше средств. А это значит, что в какой-то момент у казны больше не останется ресурсов для поддержки банка – сумма достигнет того размера, при котором будет принято политическое решение - консервировать банк, не считаясь с последствиями", - нарисовал мрачную картину будущего "БТА банка" Солодченко. "Думаю, что банк неизбежно движется к консервации или банкротству", - предположил бывший банкир. "Как только будет принято решение о консервации, на счетчике высветится цена ошибки, которая была допущена при принятии этого решения. И уже сегодня понятно, что эта цена будет такой, что мало не покажется", - прогнозирует Солодченко. "Поэтому я бы очень пессимистично оценил возможности банка рассчитаться по долгам", - добавил он.
По мнению бывшего банкира, в "БТА банке" необходимо провести реструктуризацию. "У меня нет уверенности в том, что до начала разговоров о реструктуризации объем средств, закачанных в банк, не достигнет той критической цифры, при которой будет принято решение о консервации", сделал предположение Солодченко. Планирующееся превращение российского "Сбербанка" в мажоритарного владельца акций "БТА банка" Солодченко оценивает также пессимистично. Сама идея верна, считает он, но "новая команда не учла того, как быстро будет вымываться ликвидность из банка". В современных условиях, "Сбербанк" может принять решение минимум за два месяца, так как до апреля он не будет рассматривать этот вопрос серьезно, заявил бывший банкир.
А тем временем, сумма средств, направляемых в банк растет, отметил Солодченко. Бывший глава "БТА банка" предполагает, что "Сбербанк" может пойти на сделку по политическим мотивам. Но политические соображения должны будут оказаться выше экономических, считает бывший банкир, так как "негативные тенденции зашли слишком далеко". В то же время Солодченко отказался давать какие-либо рекомендации клиентам банка, заявив что "обрисовал свое видение ситуации в банке и свои прогнозы в отношении того, как эта ситуация будет развиваться в дальнейшем. После этого каждый волен принимать свои решения и нести уже за них ответственность только перед самим собой".
2+1Роман Солодченко стал уже третьим бывшим высокопоставленным сотрудником "БТА банка" покинувшим банк и выехавшим за границу. Хотя для одной организации это и много, в самом его отъезде нет ничего особенного. Ранее страну покидали не только банкиры (Константин Колпаков даже вернулся после трех лет работы в России), но и крупные государственные чиновники (достаточно вспомнить хотя бы Виктора Храпунова, не говоря уже о таких громких выездах за границу, как в случае с бывшим премьером Кажегельдиным). Однако описание, которое сам банкир дал своему шагу, стало самым оригинальным, если не единственным в своем роде. По словам Солодченко, он "просто встал и ушел из своего кабинета, написав заявление об уходе из банка".
В самом "БТА банке" "просто" уход банкира стал сюрпризом. "У нас официально все это доводится, и мы оповещаем и биржу, и соответствующий орган. Но пока у нас такой информации не было", - заявил пресс-секретарь банка Адиль Досымов по поводу увольнения Солодченко. Кроме того, Досымов заявил, что "никакой информации касательно его местоположения" у "БТА банка" нет. Тем временем, Солодченко уже думает совсем о другом. "За то время, пока я работал в банке, у меня возник большой интерес к вопросам корпоративного управления, по адаптации западной модели корпоративного управления к условиям СНГ. Знаю, что попыток было много, но однозначного рецепта нет. Мне было бы интересно поработать в этом направлении", - описал бывший банкир видение собственного будущего.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также