Глава Телерадиокомплекса Президента Казахстана Раушан Кажибаева в интервью Tengrinews.kz рассказала, как ТРК стал одним из крупнейших медиахолдингов Центральной Азии и почему нужно менять систему телеизмерений.
– Раушан Жанабергеновна, год близится к завершению, и это повод пообщаться и узнать, что нового в работе ТРК Президента и каковы дальнейшие планы?
– Модернизация Телерадиокомплекса практически завершена. Компания обрела те очертания и форму, которые мы закладывали в качестве стратегического видения 3-4 года назад. И да, закрыт "гештальт" – на рынке появилось новое радио Jibek Joly.
Правда, сегодня наше радио вещает только в столице и ее пригородах. Но мы планируем расширять охват.
За три года Телерадиокомплекс стал одним из крупнейших медиахолдингов страны и ЦА региона. Но самое главное, мы стали полноценной фабрикой контента о деятельности Главы государства.
Наша команда производит полный набор мультимедийного контента для всех типов аудитории. В портфолио - документальное кино, видеоролики, вижуалы, новости для ТВ и лент информационных агентств на 6 языках, "вертикальный" контент и "быстрые" сообщения для социальных медиа и каналов в мессенджерах. Производство оригинального контента и его распространение во всех средах – "фишка" ТРК.
Кроме того, мы единственная компания в стране, которая комплексно реализует концепцию иновещания и продвижения политики Президента и государства на международном уровне. Для этого мы развиваем зонтичный бренд Silk Way.
В составе ТРК Президента три международных канала – Silk Way, Silk Way Cinema и Silk Way Prime. Последний мы запустили в этом году 1 июля. Каналы работают в тандеме с МИА "Казинформ" в режиме так называемого кросс-промо. Вместе они выдают в эфир материалы более чем на 120 стран на 7 языках, среди которых казахский, русский, английский, китайский, турецкий, узбекский и кыргызский языки.
"Казинформ" – старейшее информагенство страны и ЦА региона. В августе агентство отметило 105 лет, став настоящей летописью нашего государства. Сегодня это современный информационный ресурс, который стал по-настоящему мультимедийной платформой по оперативной и объективной доставке новостей до международной аудитории на 5 языках. "Казинформ" активно внедряет цифровые технологии, развивает аналитические форматы, фото- и видеоконтент, оставаясь при этом верным принципам профессиональной журналистики. Респектабельность контента – это главное отличие МИА "Казинформ".
– То есть ваша международка, можно сказать, оформилась?
– У нас огромный потенциал в этом направлении и есть куда развиваться. Как с точки зрения охвата зарубежной аудитории, так и расширения контентного предложения.
У зарубежной аудитории все больше интереса к информации из Казахстана, о Казахстане и, конечно, о нашем Президенте. Интересны новости, события, аналитика – с одной стороны, с другой – наша современная культура, творчество, особенно казахская музыка и исполнители.
Активно растет и наша партнерская база. К концу 2025 года более 50 заключенных международных соглашений и меморандумов с наиболее крупными и авторитетными СМИ из разных регионов мира. Среди информационных агентств нашими партнерами являются Kyodo, Синьхуа, Agenzia Nova, Yonhup, Anadolu Agency, индийское агентство ANI и многие другие.
"Крайнее", как сейчас принято говорить, соглашение мы заключили в ходе официального визита Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Токио. Документ о сотрудничестве подписан с влиятельным и авторитетным информационным агентством Японии – Jiji Press, которое в текущем году отметило свое 80-летие.
Среди зарубежных коллег по ТВ рынку якорными партнерами являются Медиакорпорация Китая (CMG) и, конечно, одна из крупнейших и наиболее авторитетных международных телесетей – Al Jazeera. ТРК – стратегический партнер Al Jazeera в регионе. За последние годы у нас сложился целый портфель совместных проектов, среди которых тренинги для студентов и журналистов, обмен опытом и другое.
Опять же, "крайний" раз мы "сверяли часы" в начале декабря. На встрече с генеральным директором Al Jazeera Media Network шейхом Нассером бин Фейсалом бин Халифой Аль Тани в штаб-квартире телекомпании в Дохе обсуждался целый комплекс вопросов дальнейшего взаимодействия. Рассмотрели программу действий на 2026 год и в целом другие направления нашего профессионального сотрудничества.
– В прошлый раз Вы рассказывали о проекте регионального канала по Центральной Азии. На какой он стадии сейчас?
– Silk Way Central Asia, реализуемый по поручению Главы нашего государства, был и остается приоритетным в 2024/2025 году. Но работа продолжается.
Активны друзья и коллеги из Туркменистана, очень динамично идет работа с нашими узбекскими коллегами, работаем над интенсификацией процессов с Таджикистаном.
Всем нашим партнерам мы предоставляем не только глобальный эфир в 120 странах на 4 континентах, но и качественную адаптацию контента. Мы сами переводим новости, программы и фильмы на 6 языков вещания канала, производим графику, титры, ведем работу по дистрибуции на земле. Ежедневно для коллег из Центральной Азии доступно до 5-6 часов в международном эфире общерегионального канала Silk Way Central Asia.
Здесь хочу отметить весомую поддержку нашей работе со стороны руководства Управделами Президента Казахстана – нашего уполномоченного органа, коллег из Министерства культуры и информации и Министерства иностранных дел. Их активное участие также обеспечивает нам исполнение поручения Главы государства.
С коллегами же из Кыргызстана ведутся переговоры на регулярной основе, и перспективы теперь уже более позитивны.
– Что нового этой осенью Jibek Joly предложил своим зрителям?
– Главный проект этого сезона – это, безусловно, Silk Way Star. Грандиозное международное музыкальное шоу, участие в котором приняли исполнители из 12 стран.
Проект реализован совместно с нашим стратегическим партнером – Медиакорпорацией Китая (CMG), одним из крупнейших медиаконгломератов в мире.
В эфир проект вышел в сентябре и держал в напряжении более чем миллиардную аудиторию вплоть до финала, который состоялся 22 ноября этого года.
Финал Silk Way Star.
Проект настолько, как говорят, "зашел", что его трансляцию вели национальные и частные телеканалы Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, Грузии, Монголии и Узбекистана. Впервые в истории готовится показ в эфире Центрального телевидения Китая – CCTV-15.
Silk Way Star, безусловно, является прекрасным примером культурно-гуманитарного сотрудничества Казахстана и Китая, отражающим стратегический уровень взаимоотношений двух стран.
Мы гордимся вниманием нашего Президента к этому проекту. Глава государства направил слова приветствия в адрес участников Гранд-финала, а победительница из Монголии Мишель Джозеф и другие финалисты удостоены ордена "Достык" и благодарственных писем Президента, которые вручил государственный советник Ерлан Карин. Подчеркну, что Ерлан Тынымбаевич – автор идеи этого международного проекта.
– Что вы в целом думаете о состоянии медиарынка Казахстана? Какие тенденции на нем превалируют, какие проблемы существуют?
– Это, пожалуй, самый интересный и одновременно самый сложный вопрос, простого ответа на который нет.
Если в целом, то, с одной стороны, рынок находится в непростом положении. Сказываются накопленные десятилетиями проблемы, меняющаяся экономическая конъюнктура, геополитические процессы, свое влияние оказывают и технологии.
С другой стороны, на рынке наметились положительные тенденции, способные вывести его из застоя, я бы даже сказала, определенного системного кризиса.
Происходит демонополизация рекламного рынка, усиливается конкуренция среди телеканалов, исчезли дисбалансы во взаимном интересе телеканалов и селлеров, наметились положительные изменения в системе телеизмерений. И, хотя есть те, кто этим изменениям противится, именно рыночные рельсы поведут нас вперед.
– Систему телеизмерений часто критикуют. Что с ней не так?
– На протяжении долгих лет она не менялась и не совершенствовалась. Измерения охватывали только население городов, численность которых свыше 100 тысяч человек. А измерялись, простите за тавтологию, только измеряемые каналы, то есть те, которые сами пожелали в систему измерений войти и платить за участие. Обычно это плюс-минус 30 каналов, притом что в нашем инфополе их порядка 300.
В таком виде система не устраивала ни государство, ни большую часть игроков на рынке. Замеры строились на данных "пиплметров", носители которых не ротировались годами и смотрели "любимые каналы" даже ночью, когда в эфире шел так называемый матрас.
Как результат, из года в год "на манеже были одни и те же" – пара частных телеканалов в топе, повально ретранслирующих иностранный контент. А государственные каналы практически всегда записывались в аутсайдеры, их коммерческие доходы не росли, а расходы бременем ложились на бюджет.
– Получается, на вершине рейтингов были каналы с откровенно иностранным контентом?
– И на вершине денег тоже… Заработанные ведь таким образом рейтинги конвертируются в реальную коммерческую прибыль, которую государственные, да и в целом ответственные каналы реинвестируют в развитие материально-технической базы, человеческий капитал и собственное оригинальное производство, насыщая эфир и медиапространство казахстанским содержанием.
– Почему столько лет измеряли только население крупных городов?
– Считалось, что аудитория малых городов и сельской местности – не перспективная с коммерческой точки зрения. Мало влияет на общую покупательскую способность и неинтересна рекламодателям. Вот такой вот цинизм, где все было сделано в угоду деньгам, а не интересам телезрителей и государства.
К счастью, в Әділетті Қазақстан таким подходам места нет!
Сегодня, наконец-то, идет реализация так называемого проекта "0+". Первые данные, которые мы получаем с октября, говорят нам, насколько сильно было недооценено телесмотрение за пределами мегаполисов и областных центров.
Цифры действительно впечатляют. По сути, расширение системы телеизмерений вывел из тени колоссальный, ранее не исследуемый объем телесмотрения наших граждан.
Ожидается, что общий прирост телесмотрения по всему Казахстану, то есть в панели "0+", составит до 20 процентов и выведет кривую из многолетнего пике. Кроме того, в этом колоссальном объеме ТВ потребления, которое мы теперь видим, преобладает самая экономически активная группа аудитории в возрасте от 18 до 40 лет.
– Как вы прокомментируете отрицательный тренд в телесмотрении последних лет?
– Всего за 5 лет рейтинг всего измеряемого ТВ сократился практически на 40 процентов. Среди причин – монопольный характер рынка на протяжении десятилетий, проблема недоизмерения аудитории, низкий уровень реинвестирования доходов, диджитализация медиа, рост VoD потребления, высокая конкуренция со стороны иновещателей, стремительный рост Fast TV, и это далеко не полный список.
Все это в совокупности приводит к главной проблеме – у каналов становится меньше свободных средств, что вынуждает сокращать расходы и удешевлять эфир. В условиях высокой конкуренции это приводит к новому витку оттока зрителей.
– Как с этим бороться?
– Нужно избавиться от главного "бича" нашего рынка – практически полного отсутствия оригинальной собственной продукции в эфире телеканалов и прекратить относиться к ним как к дойным коровам. Бесконтрольная выемка доходов, в первую очередь в среде частных телеканалов, должна смениться на их ответственное реинвестирование.
Кроме того, очень важна разумная политика в ценообразовании на рекламный инвентарь. Телеканалы не должны заниматься демпингом и ценовыми войнами. Нельзя допускать обесценивания ТВ.
Ну и, конечно, вопрос о том, вкладываться ли в развитие системы измерений, должен уйти с повестки как таковой. Каналы должны быть двигателем этого процесса, инициаторами.
– Тогда каким вы видите телевидение через 3-5 лет?
– Телевидение эволюционирует, отходит от роли "второго экрана" для кинотеатров. Очевидно, в этой нише безраздельно властвуют онлайн-платформы и их бесконечные фильмотеки с тысячами часов контента по запросу.
Учитывая это, линейная трансляция сериалов видится неперспективной, на мой взгляд.
Невозможно отрицать и тот факт, что борьба за внимание аудитории остра, как никогда. Но это вовсе не означает конец телевидения. Мы видим это на примере зарубежных рынков, где трансформация медиапотребления началась раньше.
Эйфория от безграничного выбора, предлагаемого платформами и видеохостингами, сменяется усталостью потребителей. Необходимость постоянного выбора, оплата сразу нескольких подписок, дополнительные платежи за отдельный контент внутри платформ, который не входит в стоимость даже самой дорогой подписки, вкупе с преимущественно непрофессиональным контентом видеохостингов вызывают раздражение и утомляют аудиторию. Классическое ТВ в этом отношении более универсально.
Вероятно, ТВ продолжит сегментацию, переходя к более нишевому программингу и становясь платформой для живого entertainment контента, который идет только здесь и только сейчас.
Кроме того, линейное телевидение, по своей сути, семейный продукт, ориентированный на совместный просмотр всего домовладения. В этом отношении казахстанский рынок имеет колоссальное преимущество.
В нашем обществе, как нигде, сильны семейные узы, традиции общего времяпрепровождения. И телевидение в этом отношении является лучшим продуктом для совместного досуга.
– Вернемся к главному. Какими качествами нужно обладать, чтобы попасть на работу в ТРК Президента?
– Каждый из нас понимает, где он работает и какова ответственность. Ведь мы – фабрика контента о нашем Президенте. И здесь не может быть места равнодушию и безразличию. В нашей работе нет права на полумеры. И при этом отмечу: похвала не расслабляет, а критика стимулирует. Мы нацелены на результат.
– И последний вопрос. Какова философия ТРК сегодня?
– Наш долг – думать не о собственном комфорте и финансовой устойчивости здесь и сейчас. А создавать условия для долгосрочной стабильности и поступательного роста всего медиарынка.
Модернизация – это не точка в конце предложения, а постоянный и непростой процесс. Вопрос не в том, сколько у тебя ресурсов, а в их качестве и в том, насколько они позволяют нам расти.
В наших силах и возможностях развиваться дальше, создавать новые проекты и форматы. Конечная же цель одновременно и простая, и сложная – казахстанский контент должен быть конкурентным и востребованным в глобальном информационном пространстве.