1. Главная
  2. Почитай

Житейские показатели благополучия 2. Игры нашего детства

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Житейские показатели благополучия 2. Игры нашего детства ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Из заголовка данной заметки понятно, что ее тема родилась в продолжение заметки предыдущей, а точнее, постскриптума к ней. Я попробую вспомнить, в какие коллективные дворовые игры играли алматинские дети в 60-70-х годах прошедшего века. И, может быть, появятся какие-нибудь параллели с днями нынешними.
 
Футбол и хоккей в нашем дворе были не популярны (вообще из чисто спортивных игр был популярен бадминтон, но его к коллективным развлечениям отнести можно только условно). В футбол удобнее было играть на пришкольном поле, где имелись ворота, хоть и без сетки. А уличный хоккей в Алматы всегда был экзотикой. На моей памяти каток во дворе заливали только один раз, и то он получился так себе, неровный. Гораздо интереснее было кататься на ногах с ледовых горок или по наполированным обувью замерзшим участкам асфальта. Тем более, что такие раскатанные ледяные полосы были везде: зимой в Алматы что тротуары, что улицы от снега и наледи раньше чистили плохо. Опасно буксующие и виляющие задами на остановках и перекрестках автобусы и троллейбусы были зимней обыденностью.
 
В теплое же время года выбор дворовых забав был гораздо шире. Самой популярной игрой были догонялки, они же - пятнашки (весьма редкое, но более-менее известное в наших краях название догонялок). Уже совсем после детства я узнал, что некие иногда попадавшиеся в книгах и журналах загадочные "салки" / "салочки" и были нашими догонялками-пятнашками. Да и слова "салить" (ударять рукой или мячом убегающего игрока) мы не знали. У нас в ходу было слово "голить". Можно ставить ударение где угодно, все равно будет понятно.
 
Другая популярная игра - "выше земли". Тот же принцип догонялок, только в условиях ограниченного пространства. Можно или убегать от "голящего", или разместиться на чем-то выше уровня асфальта/пола/земли так, чтобы "голящий" не мог своей стопой, не отрывая пятку от "земли", дотронуться до ступни преследуемого игрока. Дотянулся и задел - значит тот голит. В совсем тупиковой ситуации можно было сесть на пол и поднять ноги повыше. Но тогда "голящий" имел право просто ждать, пока сидящий игрок устанет держать ноги на весу. Принцип "стопой до стопы" использовался и в другой игре (только для мальчиков) - "в козла и погонщиков".
 
Можно было поиграть в такую простейшую игру как прятки. Только это не всегда было интересно, поскольку некоторые прятались там, куда "голящему" было не попасть. А иногда и прятаться особо было некуда. В общем, в этой игре было слишком много возможностей для нечестностей ("хлюздовства"). Еще были скакалки (длинные, на две пары рук), классики и "мячик об стенку", но в них играли в основном только девочки. Про классики можно сказать лишь то, что в них очень ценились правильные "шайбы", для которых нужны были жестяные круглые коробочки из-под неимоверно редкого в Алматы монпансье.
 
Чисто мальчиковой игрой были асыки. Правда, в те годы, когда в них активно играли, я еще был совсем маленьким, и у меня играть не получалось. Так что мешочек асычков, которые собирал для меня любящий и любимый аульный дядя (на самом деле не совсем дядя), которого я называл "ата", быстро разошелся по чужим рукам. А потом вроде бы мода на асыки прошла, как и мода на лянгу - игру с подкидыванием разными сторонами стопы кусочка шкуры с пришитым к нему плоским свинцовым грузом. К тому же взрослые постоянно внушали детям, что от игры в лянгу появляется заворот кишок или паховая грыжа. Может быть, это было реальной опасностью, а может и нет. Кстати, в городских условиях основной проблемой было раздобыть тот самый кусочек шкуры. Со свинцом хлопот было меньше: мы его вытапливали (правда, не для лянги) из старых автомобильных аккумуляторов на небольшом костре, разводимом на крыше дома, подальше от взрослых взглядов. (Если кому интересно, то про лянгу есть статья в Википедии. Насколько эта статья достоверна - судить не могу, сам в лянгу не играл.) Более серьезной групповой игрой мальчиков одно время была войнушка с выпиленными из досок ружьями-автоматами, стреляющими с резиновых ниток или жгутиков V-образными пульками, для изготовления которых использовали алюминиевые палочки (те, что значительно позже стали в Алматы называть шампурами) от уличного шашлыка или гвОздики. Попадались у некоторых подростков постарше совсем профессиональные ружбайки, сделанные из велосипедных насосов. Это как бы игрушечное (понятно, что на самом деле в его изготовлении без помощи технически образованных взрослых обойтись было невозможно) деревянное оружие, что на резинках, что на поршнях, было быстро и полностью запрещено, насколько я помню, из-за его крайней травмоопасности.
 
Когда набиралось много детей, обычно играли в "кАндалы" или в "штандер". В первой игре две команды становились сцепленными (рука в руку) шеренгами напротив друг друга лицом к лицу и начинали кричать: "Кованы? - Закованы! - Раскуйте нас! - Кем из нас?". Выкрикивалось имя какого-нибудь игрока, который должен был постараться с разбега разорвать массой своего тела цепь соперничающей команды. Если получалось - выбирал любого игрока из числа побежденных и уводил в свой ряд. Если нет - сам становился в цепь недавних соперников. Выгодно было удержать и перетащить на свою сторону сильных игроков из противоположной шеренги. Легкие и слаборукие игроки не ценились: они и свою цепь держали плохо, и чужую цепь разбить не могли. Побеждала та команда, которая набирала подавляющее число участников.
 
Для штандера был нужен мяч. Любой, даже спущенный, лишь бы его можно было кидать достаточно далеко и точно. Игроки становились в заранее обозначенный или оговоренный круг, а первый водящий высоко подкидывал мяч вверх, одновременно или чуть погодя выкрикивая имя другого участника. С момента выкрика игроки разбегались в разные стороны, а тот, чье имя было названо, должен был как можно быстрее поймать мяч, крикнуть "штандер" и остановиться. Это - похожее на немецкое или идишское и, скорее всего, им и являющееся - звонкое слово означало команду "стоп", по которой все другие участники должны были замереть. Голящий, не отрывая одну ногу с места, должен был попасть мячом в любого выбранного им игрока, который тоже не мог отрывать одну ногу от земли, но имел право от мяча уворачиваться. Тот, в кого голящий попал мячом, становился новым голящим. Если же голящий промахивался, то ему подавали мяч заново либо игра начиналась с исходного или другого места, смотря как договаривались. Вариантов было несколько.
 
С целым резиновым мячом было хорошо играть в выбивалы, в которых два поодаль стоящих друга от друга игрока стараются поочередно, обычно – со всей силы, попасть мячом в находящихся между ними других участников, которым разрешено уклоняться любыми возможными способами и даже ловить мяч (в таком случае поймавший не считается выбитым, а зарабатывает плюсовые "очки", то есть баллы). Если играли команда на команду, то набранные "очки" можно было использовать, например, на выкуп выбитых игроков из своей команды. Опять-таки договориться можно было по-разному.
 
После того, как у нас во дворе установили деревянную восьмистороннюю беседку, мы стали играть с мячом в "беседбол". Даже не знаю, были ли такая околофутбольная игра в других дворах. Смысл заключался в том, что каждый садился на одну из беседочных скамеечек, которая становилась его воротами; нужно было ногами защищать от мяча свои ворота и стараться забить его в другие. Выигрывал тот, в чьи ворота мяч попадал меньше всего, или тот, кто забивал больше всего голов в чужие ворота. В общем, тоже в зависимости от уговора.
 
В сумеречное время любимой игрой была "колечко". Несколько детей садились на скамейку, выставив вперед плотно сложенные лодочками ладошки. Стоящий ведущий держал в своих точно так же сложенных руках какой-нибудь небольшой предмет, хоть кусочек бумажки, и поочередно проводил ими по ладоням других игроков, чуть раздвигая чужие "лодочки" и тайно роняя предмет в чьи-либо руки. Закончив процедуру, иногда повторенную для конспирации заново, ведущий отходил и выкрикивал: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!". Задачей "околеченного" игрока было как можно скорее выскочить к ведущему, а остальных - по возможности заранее вычислить обладателя предмета и удержать его. Такой обладатель из тактических соображений мог и сам поучаствовать в удержании кого-то другого, чтобы использовать ослабленное внимание прочих игроков в свою пользу. Обычным продолжением "колечка" были какие-нибудь игры с загадками, только я их точности что-то не помню, кроме игры про названия фильмов и мультиков, которые нужно было угадывать по ассоциативным подсказкам ведущего/ведущих. Например, по намеку типа "история про три покушения и одно убийство" - не мною придуманному условному синопсису "Колобка".
 
Теперь я что-то не вижу во дворах детей, играющих в те же "кАндалы" или "штандер". Всё-таки уличные игры тоже могут умирать. Нормально, когда игра вытесняется новой, более увлекательной, или более подходящей под современные размеры дворов, или ставшей возможной в результате появления в обиходе нового игрового инвентаря (например, ставших общедоступными баскетбольных мячей). Ненормально, когда игра умирает потому, что ее забыли, что в нее стало некому играть. А именно так, я думаю, произошло в 90-х годах, когда (1) детей было просто мало для тех игр, которые требуют большого числа участников, (2) между поколениями детей появились многолетние разрывы. Ведь обычно дети учатся уличным играм не от взрослых, а от чуть более старших детей, играющих в том же дворе. И когда оказывается, что дети подросли, не успев передать свою игру нерожденным младшим товарищам, эта игра уходит в прошлое...
 
Удачи. Видимо, нынешним родителям и бабушкам-дедушкам придется нарушить упомянутый принцип "от старших детей к детям, младше их на год-два" и учить самим своих наследников дворовым играм собственного детства, пока еще жива память о таких. А там, глядишь, взрослые снова будут кричать детям с балконов и окон "Уже поздно! Иди домой!" и слышать в ответ "Я еще немного поиграю!". Или сейчас все уже перешли в дистанционном семейном общении на мобильники и СМС?



Join Telegram