KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 335.46
EUR / KZT - 374.81
CNY / KZT - 50.30
RUB / KZT - 5.29

Невидимка

24 октября 2011, 00:17
6
Как-то незаметно иссяк романтизм, сопровождавший становление и развитие капитализма в Казахстане. Вместе с ним забылись многочисленные, "многонародные" и веселые конференции, на которых молодые банкиры и бизнесмены воодушевляли друг друга смелыми анализами и прогнозами, обменивались новыми знаниями и невзначай хвастались успехами. И люди повзрослели-посуровели, и многие отошли в сторону по разным причинам, и смена их почему-то не так сильно увлекается культурно-массовым деловым общением. Да и вообще банков с компаниями стало меньше. А тут еще и кризисы подоспели, подрезав всем бюджеты на всяческие некоммерческие мероприятия. Крупным фирмам все-таки полегче - у них сохранилась возможность выступать и слушать друг друга на государственных и окологосударственных собраниях, проводимых, например, в рамках Совета иностранных инвесторов при Президенте страны или международных презентаций Казахстана. У среднего же бизнеса - того, что был создан с нуля без финансовых вливаний государства (то есть истинного столпа рыночной экономики), - регулярной площадки для обмена мнениями пока что нет.
 
Поэтому так свежо и с искренним интересом алматинские предприниматели и топ-менеджеры, попавшие в число приглашенных, восприняли первый форум "K1: Kazakhstan New Growth Forum": Idea Exchange & Networking Event" ("Форум K1: новые горизонты роста Казахстана: биржа идей и сетевая встреча"), организованный при поддержке казахстанского подразделения международной сети Young Presidents' Organization (YPO). Обошлось почти без дежурных выступлений для галочки. Доклады были новы и смелы, спикеры непринужденны, а аудитория внимательна и усидчива (что вообще-то редкость: организаторам бизнес-событий известна не очень веселая усредненная статистика, в которой во второй половине дня число участников мероприятия уменьшается примерно наполовину). Интересующиеся могут ознакомиться с программой форума и с файлами презентаций на сайте cesec.kz.
 
Форум состоялся 21 сентября, то есть месяц назад. Жаль, что на него не позвали журналистов и телевизионных деятелей искусств и что высказанные на конференции мнения и идеи остались неизвестными для общественности. Наверное, инициаторы боялись кома вместо первого блина, хотя получилось всё очень даже достойно, увлекательно и организованно. А вспомнил я об этом мероприятии в связи с сегодняшней темой - о государстве и его гражданах.
 
На K1 несколько раз поднимался вопрос (и в выступлениях, и в обсуждениях): какие свои функции государство с точки зрения частного бизнеса выполняет ненадлежащим образом. И десяток человек отвечал на этот вопрос фактически одно и то же. Удивительно, что коррупцию как нерешенную государством проблему не упомянул никто - она была расценена как национальная особенность, вынужденный дополнительный налог, который терпим до тех пор, пока не нарушаются некие неформальные условности.
 
Первая недовыполняемая функция - образование. Качество школьного и высшего образования упало, профессиональная структура подготовки кадров круто искривлена в сторону гуманитарных наук (особенно экономики и права, а точнее, якобы экономики и якобы права), оценки и дипломы покупаются, лучшие выпускники видят себя не в бизнесе, не в преподавании и не в науке, а на государственной службе (причем в наиболее коррумпированных секторах). Бизнесмены со страхом ожидают времени, когда на пенсию уйдут последние советские технари, поскольку достаточной и равноценной юной подмены им не ожидается. Предприниматели, принимая на работу молодежь, поражаются ее невежеству и одновременной амбициозности с претензиями на быстрое занятие руководящих должностей и получение высоких окладов и вынуждены проводить обучение новичков заново, на месте, с карьерных низов, в расчете получить через несколько лет действительно полезного работника, а не очередное самолюбующееся "переходящее красное знамя".
 
Вторая недовыполняемая функция - обеспечение инфраструктуры. Я не очень разбираюсь в этой стороне взаимоотношений бизнеса и государства, но понимаю, что предприниматели не могут строить и запускать новые объекты на ровном месте. Это слишком долго и дорого, нерационально или просто невозможно, если только государство не берет на себя работу по созданию новых ресурсных мощностей (электропитания, воды, тепла, канализации, дорог, связи и других) и их подводке до мест производственного потребления.
 
Третья недовыполняемая функция оказалась самой неожиданной для слуха участников форума. "Стратегия!". Бизнесмены на многие перекосы в стране готовы прикрывать глаза или приспосабливаться к ним, но больше всего они опасаются неопределенности. "Мы готовы рисковать и брать на себя ответственность, но пусть сначала государство объявит, в каком направлении и как будет двигаться страна!". Можно бесконечно долго ругать советскую эпоху, но по крайней мере съезды КПСС с программными речами на них задавали точные ориентиры, а также большие и малые меры, которые будут предприниматься на пути к этим вешкам. В условиях же отсутствия публично объявляемой и внятно демонстрируемой государственной политики по отношению к тем или иным сторонам деловой деятельности предпринимателям ничего не остается, как минимизировать риски неизвестности пассивностью, коротким горизонтом планирования и "временщическим" социально-экономическим поведением.
 
Высказанные управленцами претензии вполне соответствуют моему старому убеждению - "Чем лучше работает государственная контора, тем менее ее заметно". Оглашенные же на форуме проблемы свидетельствуют о том, что правительственная машина работает минимум в сферах образования, инфраструктурного обеспечения и стратегии неправильно, генерируя слишком много шума, привлекая к себя постоянное внимание (что специально - собственными заявлениями, что ненароком - опять-таки собственными недоделками и тяп-ляпами), производя не то и не так, что и как от нее ожидается, и работая без того, что я называю комфорт-контролем. Если рассматривать ситуацию поглубже, то очевиден вывод, что низкая эффективность государственного аппарата есть прямое следствие его собственной плохой работы: какое образование обеспечиваете, таких и новых государственных служащих получаете. А это, к сожалению, означает, что в дальнейшем государство будет выполнять свои функции только хуже, если наконец-то не наведет порядок в образовательной системе. Я даже подсказать могу, что надо сделать: верните в школы советские программы обучения, очистив их от коммунистической идеологии и дополнив их двумя-тремя предметами, соответствующими достигнутым стадиям общественного и технико-технологического развития. И детей не надо мучить 12 лет, и качество образования при этом уж точно будет не хуже нынешнего. Регресс, скажете вы? Так я на эту тему уже говорил: ""Новое" не значит "лучшее", а "другое" - "передовое"".
 
Совсем уж попутно в моей голове навскидку прошел небольшой экспресс-поиск примеров того, что можно улучшить в нашей обывательской жизни за счет правильной работы государства. Помимо того, о чем я раньше уже писал, на глаза попались два в принципе небольших вопроса, которое государство может решить, мне кажется, достаточно быстро.
 
Вопрос первый. В подъездах многих домов (и у нас тоже) висят листочки с "горячими" номерами телефонов, по которым следует звонить в случае проблем с коммунальными благами (водой холодной и горячей, электричеством, теплом, канализацией). Из личного опыта знаю, что номера эти, как правило, не являются действительными в те самые моменты, когда необходимо связаться с поставщиками возникших неприятностей (за исключением неизмененного "газового" номера 04/104). Так что приходится время от времени обращаться в справочные службы в поисках нужных номеров (благо, что вдобавок к традиционной "09"/"109" добавились хоть и платная, но очень удобная "188" и еще не распробованные мною "169" и "189"), да обновлять домашний телефонный талмуд. Вроде бы все приноровились считать такое положение дел привычным: "ну, повелось у нас так с незапамятных времен". Да только насколько это укоренившееся положение является нормальным с точки зрения абстрактного потребителя? Нисколько, как я думаю. Есть горожанин, использующий и оплачивающий коммунальные услуги, и есть, условно говоря, город, данные услуги предоставляющий. Должен ли потребитель знать, как город организовал оказание данных услуг, какие специализированные подразделения и организации создал, где они размещены, откуда берутся исходные ресурсы? По-моему - нет. Для горожанина консолидированным поставщиком коммунальных услуг является город в целом, и при любой возникшей проблеме (что с водой, что с электричеством, например) горожанину удобно обращаться именно к этому единому поставщику. А как город раскидывает соответствующие задания внутри себя и между своими подчиненными - это его внутренняя епархия. В конце концов, технически всё это не представляет особой трудности: достаточно давно придуманы и многоканальные телефонные номера, и колл-центры, и объединенные диспетчерские, и разнообразные Интернет-сервисы. Тем более, что городские коммунальные службы, функционирующие в разных городах под совершенно различными наименованиями с частнопредпринимательскими шапками "АО" и "ТОО", на самом деле принадлежат государству, как их единственному или мажоритарному акционеру (участнику), и/или полностью ему подчиняются (не случайно статья 87 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что к ведению местных исполнительных органов относится управление коммунальной собственностью). Да и примеры применения по всей стране одних и тех же номеров телефонов всем давно известны. Ну и, в конце концов, мы же оплачиваем коммунальные услуги по одному алсековскому счету? В общем, предложение такое: ввести в акиматах единый "короткий" телефонный номер аварийной диспетчерской. Разве это сложно? На всякий случай проверил свою идею, открыв на сайте Казахтелекома справочник абонента по новым номерам справочных служб. О! Оказывается, телефон какой-то единой диспетчерской уже есть! Надо набрать "182" Набираю. В ответ: "Вы набрали неправильный номер", "Неправильно набран номер" и "Набранное вами направление не существует" (у разных операторов записаны различные тексты автоответчиков). Зачем в справочник включили несуществующий номер? Загадка. Так что мое предложение остается в силе.
 
Вопрос второй. Почему в советское время в городе было заметно чище? (Опять приходится сравнивать нынешнее время с советским. Почти как в ежегодниках "Народное хозяйство СССР в … году", в которых за базу сравнения брался 1913, предвоенный "царский", год). Потому что сейчас основным заметным уличным мусором являются пластиковые бутылки и пакеты, которых во времена развитого социализма не было, а если такие и были, то их применяли в качестве многоразовых. Прозрачные пакетики стирали, а появившиеся позднее более плотные пакеты с картинками торжественно использовали вместо сумок. Помните? Можно ли избавиться от этого мусора? В Германии, к примеру, я видел, что магазин, продающий бутилированные напитки, выкупает у посетителей пустую тару - и металлическую, и стеклянную, и пластиковую – или принимает ее в зачет. Если у нас государство введет подобное требование, то бомжи, ныне чуть ли не главные разносчики мусора, сами будут вычищать город от пустых бутылок. Что касается пакетиков… Да не надо их просто выдавать/продавать в магазинах! Люди как-то быстро отвыкли ходить за покупками с холщовыми сумками и с сетками-авоськами. И зря, по-моему. Если же избавить страну хотя бы от указанных видов мусора, то и чище станет, и природа не будет столетиями страдать от неперевариваемого ею пластика, и хоть что-то, но потребители сэкономят (или нищие заработают).
 
Удачи. Я достаточно недавно узнал, что мое убеждение про незаметные госконторы на самом деле совпадает с выводом, сделанным древнекитайским философом Лао-цзы две с половиной тысячи лет назад в трактате "Дао дэ цзин" ("Канон пути и благодати"): "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает." Всё повторяется круг за кругом. И мысли тоже. И, увы, проблемы…

Нравится