Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана Мultispace Самрук-Казына 25 лет Независимости
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 336.23
EUR / KZT - 360.30
CNY / KZT - 48.86
RUB / KZT - 5.28
X
98 0 0 0 0

Будущее уже наступило?

21 ноября 2011, 00:12
9
Если бы меня попросили навскидку сказать, какие из прочитанных в глубоком детстве книг оказали на меня наибольшее влияние, то я бы, скорее всего, назвал бы две – трехтомник "Казахские народные сказки" 1971 года (академическое издание под общей редакцией проф. В.М. Синельникова) и двухтомную детскую энциклопедию "Что такое? Кто такой?" 1968 года. Первый набор книг отличался, мягко говоря, странным внешним видом: как будто их печатали на газетной бумаге, а для обложек использовали упаковочный картон. Зато содержание было воистину сказочным: мои основные познания о родных культуре, быте, обычаях и традициях идут оттуда – из бедных по форме, но царственно богатых по сути книжек. Энциклопедия же была отпечатана гораздо приличнее, хотя полиграфия СССР вообще-то никогда не отличалась высоким качеством. Красочные, со вкусом подобранные картинки и фотографии из этого двухтомника до сих пор остаются для меня образцами книжного иллюстрирования. Облик названных книг можно посмотреть в букинистическом разделе Интернет-магазина Ozon.ru.
 
Поскольку идеологическое воспитание советских граждан начиналось с детсадовского возраста ("Я маленькая девочка и в школу не хожу. Я Ленина не видела, но я его люблю!"), в первом томе "Что такое? Кто такой?" была статья про коммунизм. Текст был адаптированной для младшего школьника выдержкой из партийных документов – Программы КПСС 1961 года и прочих материалов XXII съезда партии большевиков, состоявшегося ровно полвека тому назад (17–31 октября), с фразами вроде "от каждого – по способностям, каждому – по потребностям", "… источники общественного богатства польются полным потоком", "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Понятно, что мне, как любому другому ребенку, это чтение было не интересно. Зато иллюстрацию на полстраницы в стиле минимализма я запомнил: солнечный день, светло-голубое небо, высокие белые дома, просторные тротуары с редкими и, видимо, счастливыми пешеходами, широкая улица с немногочисленными разноцветными транспортными средствами, похожими на летательно-наземные аппараты. В общем, натуральная фантастика, но очень привлекательная, что и требовалось от художника – нарисовать картинку к сказке, в качестве которой ребенку преподносился коммунизм.
 
Позволю себе привести одну популярную в прошлом цитату. "В итоге второго десятилетия (1971–1980 годы) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения; советское общество вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдет постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество. Полностью построение коммунистического общества завершится в последующий период" (Программа КПСС, часть вторая "Задачи Коммунистической партии Советского Союза по строительству коммунистического общества", раздел "Коммунизм – светлое будущее всего человечества"). Как известно, к 1980 году коммунизм построить не удалось, поэтому взамен в Москве были проведены XXII летние Олимпийские игры. Это уже из актуального в те времена политического анекдота.
 
Коммунизм и сейчас нигде не достигнут. И, по правде говоря, и не может быть достигнут в задуманном виде в силу изначального утопического предположения, что общественная обезличенная собственность на средства производства может быть эффективнее частной. Доказательства приводить не буду, они и так доступны простой человеческой логике, хотя бы из ранее описанных мною соображений, что в отсутствие тотального силового контроля слишком многие люди, увы, склонны рассматривать "общее" как "ничье" или как объект для присвоения. Может быть это и прискорбно, но подобное поведение является вполне рациональным, исходящим из объективного стремления биологического организма к максимизации результата при минимальном расходе ресурсов, если только не имеются специальные искусственные ограничения, например, нравственно-этические или запретно-карательные. Соответственно, не выдерживают проверки критикой и историческими фактами другие постулаты научного коммунизма – о возможности конечного упразднения государства и отмирания денег, о способности всех без исключения людей работать исходя из осознания необходимости трудиться на общую пользу, о допустимости отказа от разделения труда, прочие теоретические домыслы.
 
Хотя, собственно, меня занесло в сторону от начальной идеи данной заметки – попробовать найти в сегодняшней жизни то, что 40–50 лет назад ассоциировалось у людей со светлыми сторонами коммунизма, например, с красивой картинкой в детской энциклопедии.
 
Первое наблюдение – экономическое. Что удивительно, но наивный принцип (мечта ребенка) "от каждого – по способностям, каждому – по потребностям" в реальность воплощен. С одной поправкой: по нормированным потребностям. Первый пример всем известен  – это повсеместно, но с разной полнотой давно уже работающие системы социального обеспечения, бесплатного образования, бесплатной медицины и спонсируемого жилья. Системы эти де-факто были скопированы капиталистическими странами в Советском Союзе как способ нейтрализации социальной и классовой напряженности. Самая знаменитая система функционирует в Швеции, практикующей "шведскую модель социализма". Так что то, что несколько поколений граждан многих стран подразумевает как нечто само собой разумеющееся, а именно государственное финансирование личных нужд, является не исконно присущим для "гуманных", "свободных" и прочих "передовых" режимов, а совсем недавним вынужденным заимствованием кусочка фасадной части от враждебной коммунистической идеи. Если кто забыл, то могу напомнить, что и расовая сегрегация в "демократических" США была законодательно отменена лишь в 1964 году, то есть даже полусотни лет еще не прошло. Причем, как это подчеркивается в некоторых исследованиях, под отказом от дискриминации американских негров имелась твердая экономическая подоплека в виде назревшей необходимости создания новой массовой группы платежеспособных потребителей. Цвет кожи покупателя не имеет значение – только бы платил. (Если произнес "А", то надо сказать и "Б": США до сих пор не признали геноцид собственных аборигенов, то есть североамериканских индейцев). Второй пример совсем свеж: регулярные погромы, поджоги и грабежи в Европе устраивают лица, с рождения находящиеся на полном содержании налогоплательщиков и рожденные другими точно такими же иждивенцами, только постарше. Странное проявление коммунизма? Ничего странного. Напротив, чуднО было бы ожидать осознанное стремление к общественно полезному труду от существ, от которых ожидается нечто невнятное по способностям (то есть ничто) и которые при этом обеспечиваются по потребностям, пусть и стандартизированным. Это способности не могут появиться новые, тем более если их самому не развивать, а потребности-то – ого-го – как могут раскручиваться. Телевизор же, реклама и витрины рядом, а слюней зависти очень даже в избытке, никаких слюнявчиков в виде программ гособеспечения не хватит.
 
Другое наблюдение попозитивней будет – техническое. Про автомобили, в которых водитель скоро превратится в прокладку между сиденьем и рулем, все знают. В Европе уже можно прокатиться несколько сот километров, вообще не нажимая на педали газа и тормоза: адаптивный круиз-контроль требует лишь периодического подруливания; почти всё остальное уже автоматизировано и автоматизируется дальше. Проверено на себе. А больше всего из коммунистической реальности меня восхищают флэшки как проявления НТР и НТП (были когда-то такие термины в ходу). Лет 10 назад я впервые увидел это компактное чудо на шнурке, вмещавшее в себя информацию с десятков дискет. Сейчас в шаманском, непонятно как сделанном и неизвестно как работающем (для меня) устройстве, ужавшемся в несколько раз до размера женского ногтя, уже вмещаются данные с нескольких компакт-дисков. А что же будет дальше? Искусственный интеллект? С такими темпами он уже в этом десятилетии появится. Для повышения степени веры в скорость развития компьютеров рекомендую посмотреть несколько клипов с YouTube. В одном, названном CubeStormer II, сотовый телефон, снабженный руками из конструктора "Лего", на скорость собирает кубик Рубика. В другом (точнее, во многих других), про программу Siri, тоже сотовый телефон, только конкурирующего разработчика, вразумительно и с юмором отвечает голосом на каверзные устные вопросы владельцев.
 
Вот так, незаметно и буднично наступает будущее. Только не в виде нового идеального общества и ангелоподобных человеческих созданий, а посредством очередного обновления ассортимента в соседнем магазине.
 
Удачи. Строго говоря, теоретически коммунизм возможен. Но только при условии рабства. Других гомо сапиенсов, морлоков, инопланетян или роботов, за миску похлебки или киловатт энергии работающих на благо немногих счастливчиков, наслаждающихся бесплатным потоком материальных благ, созданных чужим трудом, ну и собственной работой по прихоти, сугубо в удовольствие.
 
P.S. Если бы мне дали дополнительное время подумать над ответом на вопрос о запомнившемся первом детском чтении, я бы еще добавил в список "Русские сказки" 1969 года (в академической обработке различных писателей, в том числе знаменитого собирателя А.Н. Афанасьева; составитель – Владимир Аникин; уф, кое-как нашел на Озоне), и третье издание Малой советской энциклопедии 1958–1960 годов, которую, естественно, я читал не подряд. Сейчас, конечно, полноценными и удобными заменителями энциклопедий является Википедия и другие опубликованные в Интернете справочные издания. А вот сказки, первые учебники жизни, лучше всё-таки читать детям по старинке, в виде книг или рассказывать наизусть. Так оно полезней будет.

Нравится
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц