KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 337.37
EUR / KZT - 378.29
CNY / KZT - 50.58
RUB / KZT - 5.30

Цветовая дифференциация штанов по-нашему

16 апреля 2012, 11:05
11

К дому, в котором я живу, ведет узкая дорога. Впрочем, две машины там разъезжались бы довольно спокойно, если б не оставленные вдоль бордюра автомобили тех, кому не досталось места в паркинге. Но и это было бы полбеды, если б рядом с нашим домом не находилась школа, благодаря чему к нашим автомашинам прибавляются те, что приезжают к началу и окончанию уроков четыре раза в день.

 
И вот каждое утро (а также день и вечер) я наблюдаю такую картину: караваны машин заезжают на эту узкую улочку и никак не могут разъехаться. Чаще всего это происходит потому, что встречаются нос к носу два автомобиля, водитель каждого из которых не хочет уступать другому. Пока они яростно сигналят друг другу и жестами убеждают друг друга сдать назад, к ним пристраиваются еще по три-четыре машины. Возникает такой затор, что кажется, будто они не разъедутся никогда. Но происходит чудо, и пробка в конце концов рассасывается.
 
Для меня долгое время было загадкой, как им удается разобраться, кто главнее. Точно так же мне было невдомек, почему наши водители игнорируют правило "помеха справа", когда выезжают на нерегулируемый перекресток. Много раз я был озадачен, пытаясь пропустить автомобиль, выезжающий на тот же перекресток с правой стороны от меня, но водитель никак не хотел проезжать, да мне еще и сзади сигналили: мол, давай, мужик, у нас главная!
 
А некоторое время назад я прочитал статью одной иностранки, которая жила в России. В частности, она наблюдала, как на оживленном перекрестке в час пик перестали работать светофоры. Она была уверена, что машины на этом перекрестке не разъедутся, пока не приедет полиция, однако они довольно быстро разобрались, кто кого и в каком порядке должен пропустить. Прочитав это, я вспомнил, что не раз был участником подобных происшествий и в наших городах. И, действительно, все действовали не столько в соответствии с правилами и знаками, сколько по наитию.
 
В гениальном фильме "Кин-дза-дза" социальная дифференциация определялась цветом штанов. К примеру, перед тем, кто носит желтые штаны, пацак должен два раза приседать и говорить "ку". Примечателен такой диалог: "Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть? - Ну, это на глаз. - Дикари!"
 
Мы по-прежнему на глаз определяем ответ на столь важный вопрос мироздания. Кому можно выехать на главную "не глядя", кому разрешено нахамить соседу в самолете, кто имеет право на мелкие нарушения закона, а кто - на крупные...
 
Иными словами, в современном казахстанском обществе уже давно выработались какие-то неофициальные, но тем не менее, понятные всем без лишних слов критерии определения "крутости" и "главности". И на дорогах эти неписаные правила устоялись довольно давно. Потому что на дороге роль цвета штанов играет марка автомобиля. Помню, мой друг, пересев с "Камри" на "Туарег", был приятно удивлен, что на трассе его начали пропускать по левой полосе без лишних напоминаний ("фарить не надо, представляешь?")
 
По каким же еще критериям мы отличаем "пацака" от "чатланина"? Помимо автомашины, это  одежда, мобильный телефон, но чаще - взгляд. Как правило, во взгляде читается, кем человек себя считает и кем является. Колкий, наглый взгляд - это сигнал "уступи дорогу", не вступай в спор, промолчи, смирись. (Причем частенько это бывает водитель большого босса, который тоже причисляет себя к "лику святых": мол, я - водитель лимузина).
 
Эти люди тоже делают свое "ку" перед теми, кто выше - таких они безошибочно определяют за версту. Это уже не наитие, это - чутье, нюх, это на инстинктивном уровне.
 
Самый сильный нюх - у представителей правоохранительных органов и чиновников среднего звена. Как за границей безошибочно распознают "нашего" человека, так и любой госавтоинспектор в считанные доли секунды определит, как себя вести с данным конкретным водителем. И вахтер, и девушка в приемной, и бюрократ, выдающий справки - все они обладают поразительным чутьем. Конечно, бывает, что и ошибаются, но, как саперы - только один раз.
 
Но недавно в моем дворе случилась удивительное: сошлись два внедорожника последних моделей. Оба черные, оба новенькие. За рулем одного - мужчина, за рулем другого - женщина. Мужчина, конечно, должен проехать, женщина обязана пропустить - таковы законы цветовой дифференциации штанов по-нашему. Но женщина так не считала. А еще она, мне кажется, не умела сдавать назад. К счастью, это был не час пик, и у них было время разобраться между собой. Женщина победила, горлом взяла. После долгих препираний мужчина плюнул, сел за руль своей машины и сдал назад. Так что и у этого правила есть исключения. 
 
"Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!" - говорили жители Плюка заезжим землянам. Похоже, у нас все-таки есть цель. Но вот какая?

Нравится