KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 337.37
EUR / KZT - 378.29
CNY / KZT - 50.58
RUB / KZT - 5.30

Большая Каспийская Проблема

23 июля 2012, 11:01
10

Основой нашей экономики является нефть, и пока не видно никаких признаков, что ситуация изменится. Соответственно, состояние наших нефтяных запасов является ключевым вопросом для каждого. Какие характеристики же важны для нас:

1. Добыча 
2. Количество запасов, причем, не столько общих, а сколько извлекаемых
3. Себестоимость добычи
4. Темпы освоения месторождений
5. Возможности для экспорта
 
Если для наземных месторождений все примерно по этим вопросам более-менее ясно, то с морскими месторождениями, как пишут в статусах ВКонтакте девушки с неудавшейся личной жизнью, "все сложно". При этом надо отметить, что общие прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья в Казахстане составляют 17 миллиардов тонн, из них 8 миллиардов тонн приходится на морские месторождения - то есть, практически половина. И большинство прироста добычи нефти в стране будут обеспечивать именно морские месторождения, в то время как большинство разрабатываемых на суше месторождений нефти уже достигли стадии максимального уровня годовой добычи и дальнейший рост добычи на суше, в основном связан с интенсификацией разработки месторождений Тенгиз и Карачаганак. Поэтому ситуация с освоением казахстанского сектора Каспийского моря является ключевой для всей страны.
 
Но прежде, чем делать обзор существующей ситуации, надо вспомнить то, что было раньше. И начать надо с недействующей и уже полузабытой "Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря", утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года №1095, а также сопутствующих документов.
 
Что в ней предусматривалось:
1. Освоены до стадии промышленной добычи к 2015 году будут следующие участки КСКМ (из 34 предусмотренных) - Кашаган, Кайран, Актоты, В-3 (Курмангазы), В-5 (Тюб-Караган), С-1 (Ракушечное море), А-1 (Абай), А-2 (Исатай), Каламкас-море.
2. Помимо всего, должны быть пробурены 61 поисковая и разведочная скважина
3. Прогнозные данные добычи нефти по годам: 2006 год - 8 миллионов тонн, 2007 год - 11 миллионов тонн, 2008 год - 14 миллионов тонн, 2009 год - 21 миллионов тонн, 2010 год - 40 миллионов тонн, 2011 год - 52 миллионов тонн, 2012 год - 64 миллионов тонн, 2013 год - 76 миллионов тонн, 2014 г. - 88 миллионов тонн, 2015 год - 100 миллионов тонн.
4. Предполагаемые объемы добычи газа по годам: в 2005 г. - до 0,3 млрд.м, 2006 г. - 5 млрд.м , 2007 г. - 7 млрд.м , 2008 г. - 10 млрд.м , 2009 г. - 13 млрд.м , 2010 г. - 24 млрд.м , 2011 г. - 31 млрд.м , 2012 г. - 38 млрд.м, 2013 г. - 45 млрд.м , 2014 г. - 52 млрд.м и в 2015 г. до 63 млрд.м.
5. В целом, в 2012 году добыча должна идти или начаться на Кашагане, Кайране, Актоты, Каламкас-море, Тюб-Карагане и составить 64 миллиона тонн нефти и 38 миллиардов кубометров газа. На Курмангазы, Ракушечном море, Абае, Исатае должно идти оценочное бурение и строительство.
 
Однако планы - это одно, а суровая реальность это другое. Получается на нынешний момент следующая картина:
1. Пробная добыча на Кашагане начнется до конца 2012 года с объема 75 тысяч баррелей в сутки. В 2013 году добыча составит 375 тысяч баррелей в сутки, то есть примерно 19 миллионов тонн нефти в год. Скорее всего, на данном уровне добычи товарного газа в больших объемах не будет. Возможно, потом, через 1-2 года Кашаган выйдет на мощность 450 тысяч баррелей в сутки или примерно 22,8 миллиона тонн нефти в год. 
2. Схема второго этапа освоения Кашагана пока не согласована.
3. На участках Курмангазы, Аташ, Тюб-Караган следов углеводородов после бурения найдено не было. Надо учесть, что Курмангазы считалось вторым по величине месторождением КСКМ после Кашагана с возможными извлекаемыми запасами в 900 миллионов тонн нефти
4. На Каламкас-море, Кайране, Актоты идут работы по оценочному бурению и разведке
5. На участке Жемчужины разведочным бурением найдены следы углеводородов. Планируется бурение разведочных скважин на Жамбае.
 
Гораздо лучше дело обстоит с береговой и транспортной инфраструктурой - кажется, ее возможности по экспорту нефти уже скоро превзойдут добычу, что обеспечит сильную конкуренцию между портами и нефтепроводами.
 
Оптимизма не добавляет и прогнозы МНГ, озвученные вице-министром Болатом Акчулаковым на V Астанинском экономическом форуме. Он спрогнозировал, что к 2030 году Казахстан будет добывать 109-110 миллиардов кубометров газа в год. Но все дело в том, что в 2009 году такое количество газа прогнозировалось добывать в 2020 году вместе с 164 миллионами тонн нефти - получается, сроки сдвинулись на 10 лет, что уже немало.
 
Как видно, темпы освоения, как и общие запасы углеводородов в казахстанском секторе Каспийского моря довольно далеки от запланированных и ожидаемых. Но хорошо ли это или плохо?
Что может быть аргументами за "хорошо"? На мой взгляд, это следующее:
1. Нефти все меньше и цена на нее будет расти. Извлекаемые запасы нефти все уменьшаются, альтернативные источники энергии остаются до сих пор крайне дорогими. Цена нефти остается на достаточно высоком уровне и возможные проблемы в Персидском заливе и Ближнем Востоке заставляют думать, что она останется на таком же уровне.
 
2. Чем меньше нефти добудут, тем больше нам останется. У морских месторождений (в частности у Кашагана) определен срок, до которого идет добыча инвесторами, а потом добыча будет вестись национальным оператором и тут есть прямая заинтересованность, чтобы Казахстану осталось побольше нефти и соответственно побольше доходов.
 
3. Лучше накопить денег и освоить самим. Пока наши компании не освоили технологии добычи на море и поэтому сами не могут разрабатывать месторождения, но они в настоящее время учатся, и, возможно, лет через пять уже будут иметь необходимый опыт. А свой национальный оператор - это более выгодные условия для государства, чем иностранцы.
 
4. Статус Каспия пока не очень хорошо определен, что может привести к возможным проблемам между государствами  - пока освоение идет на Северном Каспии у Казахстана нет особых проблем, но когда будет осваиваться Средний Каспий возможны проблемы с Туркменистаном.
 
А что может быть аргументами за "плохо"? Тут тоже довольно много аргументов:
1. Нефти может быть все больше и цена на нее может упасть. Освоение морских месторождений на Каспии становится выгодным только при цене нефти около 50-60 долларов за баррель - если она ниже, то инвестиций можно не ждать. Если будут удешевлены технологии добычи тяжелой нефти, то вполне может быть, ею современный мир и обойдется, благо экономический кризис, возможно, как и в 70-х года XX века заставит резко понизить удельное потребление нефти. Поэтому может быть оптимальная стратегия - заполучить как можно больше инвесторов, пока нефть остается дорогой.
 
2. Инвестиции в нефтегазовую отрасль составляют один из основных источников поступлений денег в страну. Когда основные объекты на действующих месторождениях будут построены, количество инвестиций резко сократится. К примеру, бурение только одной разведочной скважины на Каспии стоит сейчас до 100 миллионов долларов и частично эти деньги будут потрачены в Казахстане.
 
3. Местные инвестиции и предприятия развиваются в расчете на быстрое освоение Каспия - пример, предприятия в Мангистауской и Атырауской областях. Если, к примеру, трубный завод будет построен и заработает в 2017 году, а строительство трубопроводов на Кашагане начнется в 2020, у владельца завода будут существенные проблемы.
 
4. Прикаспийские области являются основным объектом для трудовой миграции в стране именно из-за того, что там разворачиваются такие большие нефтегазовые проекты, занимающие по 15-20 тысяч человек как минимум. Что будут делать приехавшие туда люди, если количество рабочих мест резко сократится и новые рабочие места не появятся?
 
5. Политическая значимость Казахстана во многом зависит от его нефтегазовых ресурсов - каспийская нефть нужна Евросоюзу, чтобы снизить зависимость от России. Соответственно, чем больше там нефти, тем больше уступок Казахстану готовы сделать и Евросоюз и Россия, чтобы тем или иным образом повлиять на этот поток. Но верно и обратное - если нефти не будет, то вместо интересного партнера и возможной проблемы (статусы эти, кстати, равнозначны по части получения преференций) Казахстан превращается в обычную заштатную страну.
 
Как видно, руководству страны в ближайшее время придется решать - наращивать ли освоение Каспия или нет. На мой взгляд, оно пока решило сделать выбор в сторону консервативного варианта - пока не форсировать освоение Каспия.
 
Будет ли этот вариант правильным или нет - покажет время.

Нравится