1. Главная
  2. Почитай

Страсти Ноя, или Как Рассел Кроу не вписался в ислам

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Страсти Ноя, или Как Рассел Кроу не вписался в ислам ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

27 марта в прокат вышел фильм Даррена Аронофски "Ной". Библейский эпос, блокбастер, триллер, экшен, стимпанк. Одним словом, полижанровое кино на любой вкус и для всех поколений.

Эпос начинается ярко, интригующе, многообещающе. Клиповая манера "Реквиема по мечте": змий искушения, яблоко соблазна, камень Каина... Ной просыпается от кошмарного сна и, понимая, что надо что-то делать, отправляется к деду Мафусаилу. И тут внезапно появляются Стражи - падшие ангелы в виде… многоруких каменных големов. И хотя здесь все по тексту - "и были тогда на Земле исполины" - все равно с этого момента начинаешь недоумевать, что же ты смотришь: Даррена Аронофски или "Трансформеров" пополам с "Властелином колец"? Что же ты слушаешь: музыку Клинта Менцеля или Стива Яблонски?


Конечно, аллюзий "Ною" не занимать, от "Древа жизни" Теренса Малика и "2012" Роланда Эммериха до фильма "Кин-дза-дза" Георгия Данелии. К слову сказать, будь у последнего бюджет "Ноя" (125 миллионов) так он бы не только легенду про ковчег, он бы весь Ветхий Завет экранизировал. Но вот в случае Аронофски как-то мучительно больно, что фэнтези и стимпанк поглотили одного из талантливых режиссеров экстремального авторского кино.

Сам ковчег, впрочем, удался на славу. В точном соответствии с сохранившимися описаниями. На этот счет даже целая наука есть - аркеология (от англ. Ark - ковчег). В старом кино Ноев ковчег обычно выглядел как огромный корабль. А здесь - огромный плавучий зоопарк, в три яруса высотой в шестиэтажный дом, где кроме Ноева семейства - "каждой твари по паре". Ни одно животное в "Ное" не только не пострадало (как сказано в хрестоматийном примечании), но и не могло пострадать, поскольку создано компьютерных дел мастерами. Одним словом, и здесь - творение в особо крупных размерах. Но самый яркий визуальный креатив ожидает зрителя в тот момент, когда ему за две минуты наглядно продемонстрируют то, что Всевышний создал за шесть дней. Так кто же здесь действительно Творец?

Взявшись за свой первый крупномасштабный проект, Аронофски создал из ошеломительно красивых пейзажей Исландии и не менее ошеломительных компьютерных технологий избыточное в своих деталях зрелище, но не оставил никакого шанса воображению. И буквальная картинка "Ноя" убила интенсивность ветхозаветной фантазии. Странный парадокс получается: чем больше визуальных возможностей обретает кино, тем меньше в нем пространства для душевных переживаний.

Впрочем, режиссера по части компьютерного экшена хватило только на две трети фильма. Исчерпав IMAX-зрелище, Аронофски отправляет ковчег к знакомым берегам и закручивает лихую семейную драму, детородный триллер, местами смахивающий на мексиканский сериал.

С точки зрения кино к Книге Бытия можно относиться по-разному. Прямая экранизация без вольностей и "художественного переосмысления" окажется банально скучной. Вольная "неканоническая" трактовка, скорее всего, вызовет бурный протест. И вот, лавируя между Сциллой банальности и Харибдой заумности, Аронофски снял нечто третье. Ветхий Завет в стиле "Нью-эйдж" и вегетарианский манифест от Даррена Аронофски. Одна только смерть дедушки Мафусаила (Энтони Хопкинс) "с ягодой на устах" чего стоит! Это была хорошая смерть, как было сказано о герое Брэда Питта из другой легенды.

Поначалу на роль Ноя планировался Кристиан Бэйл, затем Майкл Фассбендер. Но мощь Рассела Кроу в конце концов перекрыла всех. Правда, эта мощь превращает библейского патриарха в фанатичного эколога. Он, как гласит слоган фильма, четыре в одном - "Воин, отец, слуга, спаситель".

Ной на 600-м году жизни (а прожил он, согласно Библии, 950) с топором в руке и с маниакальной идеей Апокалипсиса в голове - это все тот же гладиатор Максимус. Вместо Колизея - Ковчег, за который он бьется с нечистью Каинова племени. Плюс, конечно, окладистая и натуральная борода самого Рассела Кроу. Но главное - так же, как и в "Играх разума", где Кроу играл математическую шизофрению (а в "Ное" он играет ветхозаветную паранойю), его и там, и здесь окружает бесконечная любовь жены в исполнении Дженнифер Коннелли. И за это низкий поклон актрисе, с блеском играющей жертвенную любовь.

Ной - нерефлектирующий Гамлет. Какая уж в доисторические времена рефлексия?! Он человек страсти и порыва, человек действия. Но все равно апофеозом и кульминацией фильма (и это, пожалуй, лучший эпизод картины) становится гамлетовский вопрос: быть или не быть человеческому роду? Что возьмет верх: убийство или милосердие, месть или прощение?

Кроме того, "Ной" - это и реквием по мечте. Мечте заговорить с Богом. Молчание Бога естественно и закономерно. Он если и отправляет Ною свои послания, то только во сне. А сакраментальное "слышу глас Божий" - это, как известно, уже диагноз.

В своем вольном творении Аронофски больше опирался на апокрифы, то есть неканонические тексты, чем на саму Книгу Бытия. Поэтому он и назвал своего "Ноя" "самым небиблейским фильмом на библейскую тему". Идея с безусловным вызовом на несогласие со стороны ортодоксов.

Но каким бы ни было отношение к фильму Даррена Аронофски, стоит признать, что он, не изменяя себе, снял фильм о человеческой природе, увидев в библейской истории Ноя прежде всего драму одержимости, когда неизвестно, что хуже, безверие или избыток веры, чреватый жестокостью и фанатизмом.

Похоже, что Аронофски снял своего рода пролог и эпилог всех своих фильмов. "Ной" обрамляет все пороки и грехи человеческие, так экспрессивно показанные режиссером в "Реквиеме по мечте", "Рестлере" и "Черном лебеде". После потопа человечество должно было стать другим, но, увы, не стало. И терпение Бога закончилось. И теперь только блокбастерный Ной Рассел Кроу возвращает людям ветхозаветную надежду в образе радуги (библейский символ союза Земли и Небес). Не поздно ли?

Как известно, главная заповедь Голливуда: большому блокбастеру - большое плавание. А для этого неплохо бы заручиться поддержкой свыше. Кроу даже обратился к Папе Франциску для благословения фильма. Католическая церковь дала добро. Зато в Египте, ОАЭ, Индонезии, Кувейте и Бахрейне "Ноя" не увидят, поскольку религия ислама запрещает изображать людей и животных (дабы не было уподобления Всевышнему, имеющему единственное право на творение души), и уж тем более лицедействовать в роли Ноя, первого из пяти пророков Аллаха.

"Ной" - избыточное кино, в том смысле, что всего здесь с избытком: иллюстраций, символов, образов, смыслов, естественно отсылающих к Книге Бытия. Но, пожалуй, самой точной и лаконичной рецензией на картину стало остроумное замечание простого зрителя: "Посмотрел фильм "Ной". Книга лучше".

Когда-то Ридли Скотт подарил Расселу Кроу оскароносную роль в "Гладиаторе". Интересно, что в конце этого года на экраны выйдет новый эпос Ридли Скотта "Исход". Речь пойдет еще об одном Ветхозаветном пророке - Моисее. Его играет Кристиан Бэйл, который по иронии судьбы у Аронофски должен был играть Ноя.




Join Telegram