Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана Мultispace Самрук-Казына 25 лет Независимости
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 335.71
EUR / KZT - 357.36
CNY / KZT - 48.76
RUB / KZT - 5.23
X
98 0 0 0 0

Простые вопросы

21 апреля 2014, 11:40
1

На прошлой неделе мы с вами размышляли о том, как учить детей в школах. Надо ли им по несколько лет зубрить правила прежних времен, или пора готовиться к завтрашним? Что лучше - широкая образованность или точное знание основ будущей профессии? Мудрые люди говорят: "Қайырсыз пайдадан - қайырлы залал". ("Чем барыш без выгоды, лучше утрата с пользой"). Сколько лет мы гордились тем, что наши выпускники знают американский писателей лучше, чем сами американцы. И что? Мы покупаем чужие товары, ездим на иностранных машинах и не летаем своими самолетами. При этом переполнены презрением к тупым чужеземцам: они Диккенса не читали и вообще ничего, кроме себя самих, замечать не хотят. А с детьми обращаются, как с неродными - заставляют работать с малых лет, познавать мир. Таким, как есть, а не придуманным в сказках о всепобеждающем добре - всегда и обязательно. А ведь придется…

В эти дни замечательная новость пришла из Семея. Там школьники придумали суперасфальт:

- Это экономически выгодное изобретение. Чтобы оно успешно работало, нужны специальные водоотводы. Тогда все мы забудем про лужи и ямы на дорогах.

Юные изобретатели нашли другие пропорции песка, щебня и битума. В новом сочетании те должны пропускать воду, но не крошиться. Раз положить - и на тридцать лет. Миллионная экономия для казны.

Ну, и как вы думаете, пройдет эта новинка испытания жизнью? Даже если подтвердится правильность всех расчетов. Особенно, если подтвердится. Кто из наших дорожников откажется от "золотых" потоков, смывающих только что укатанное полотно? Кому на самом деле нужна выгода от открытия старшеклассников? Это пусть им в школе и дома рассказывают байки про государственные интересы, мы-то понимаем… И пословица на этот случай есть: "Таңдағы тауықтан сол күнгі жұмыртқа артық". ("Чем курица завтра, лучше яйцо сегодня").

И как быть? Надо ли объяснять малышам, что воровать и врать нехорошо? Или это только в детстве? А вот когда подрастешь, тогда уж… Надо ли их изначально готовить к будущим ухабам или стоит надеяться на то, что потом жизнь как-то сама устроится лучшим образом?

В Актауском краеведческом музее выставляют портмоне из человеческой кожи. По словам очевидцев, удобное такое: десять на пятнадцать сантиметров, четыре отделения, матерчатая подкладка. В хранилище его передал ветеран Великой Отечественной войны. Полной уверенности у музейщиков в том, из чего на самом деле сделан бумажник, нет, но ведь читали, слышали:

- Фашисты в лагерях делали различные предметы, в том числе и из человеческой кожи. И сумки, и портмоне. То есть, вполне возможно, что данное портмоне является одним из свидетельств тех зверств, которые творил фашизм.

Мне всегда казалось - наоборот: в музее может быть только настоящее. Потому что это не просто выставка, не собирание наших представлений о прошлом, но доказательства их правильности или ложности. Не зря сказано: "Бір жоқ бір жоқты табады". ("Поиски одной утери наводят на след другой").

Особый интерес вызывает, конечно, сам даритель. Зачем тот полвека хранил эту зверскую поделку? Друзьям-приятелям показывал. Или, может, сам пользовался. Ведь удобно: четыре отделения, подкладка матерчатая… Вопрос на века: кто лучше - невежа или невежда?

А как вы объясняете ребенку то, что происходит на наших дорогах? Вы ему с малых лет про справедливость рассказывали? Или не надо было, пусть привыкает? Если нельзя, но с хорошим номерами, то вроде бы и можно. А уж с пистолетом… Как говорится: "Асу бермес асқар жоқ". ("Нет вершины недоступной").

На прошедшей неделе страна порадовалась. Полиция все-таки задержала водителя, угрожавшего оружием соседке по автополосе:

- Указал ей на колесо и сказал, что я сейчас в колесо стрельну, если ты будешь так делать, не успокоишься. И ты будешь стоять и никуда больше не поедешь после этого. Давай молча разойдемся.

Посадили на семь суток. Оказалось, что хозяин жизни на дорогом внедорожнике - всего лишь торговец с алматинской барахолки.

Вот этот случай в воспитательных целях надо преподнести ребенку как торжество справедливости? Или , вздохнув, объяснить, почему в данном случае так важно, что "всего лишь торговец с барахолки"? А ведь подросток может и поинтересоваться:

- Почему же "всего лишь торговец" так уверенно чувствует себя хозяином? Он и Диккенса не читал.

А если вы сами заработали себе на джип базаром? Пойдете в библиотеку записываться? Как учили: "Күш - білімде, білім - кітапта". ("Сила - в знании, знания - в книгах").

Я не знаю ответов на все эти вопросы. Иногда кажется, будто разговоры о воспитании вообще никакого значения не имеют. И книжки по педагогике написаны зря. Разве могут быть здесь какие-то рецепты, непогрешимые истины? Мы ведь тоже наставления родителей вспоминаем задним числом, уже после того, как на собственном опыте что-то поняли. Старики давно поняли: "Білім арзан, білу қымбат". ("Образование дешево, знание дорого").

Тогда, может, надо, как в соседней России? Там недавно на встрече их президента с избирателями зашла речь о семье и школе. Почему она перекладывает воспитание на родителей? Дескать, знания дадим, а о том, каким человеком быть, пусть дома позаботятся.

Кто-то даже своим положительным опытом поделился: отдал сына в интернат к офицерам-педагогам. Они его научат Родину любить! И таких заведений надо побольше!

Но тоже, знаете, как-то не глянется. Все-таки нормальнее, если любить учат папа с мамой. И хорошо бы еще бабушка с дедушкой рядом, да братья-сестры. Чтоб было где от чужого и мира спрятаться, успокоиться, набраться сил. Так не в этом ли наша главная родительская забота - родной дом? А остальное - приложится?

Автор:
Алдар Косе

Нравится
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц