KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 338.83
EUR / KZT - 382.17
CNY / KZT - 50.94
RUB / KZT - 5.23

Почему в Казахстане нет места для военной науки и военной промышленности?

14 августа 2014, 13:02
13

13 августа Президент принимал министра обороны. Как пишет сайт Акорды, "Глава государства обратил внимание на важность дальнейшего развития оборонно-промышленного комплекса страны и необходимость укрепления военно-технического сотрудничества с ведущими международными производителями. Нурсултан Назарбаев акцентировал внимание на вопросах производства боеприпасов казахстанскими предприятиями, а также определения надежных источников поставок вооружения и военной техники".

Ну и это правильно - свой военно-промышленный комплекс надо развивать, так как это улучшает обороноспособность страны, а заодно и тянет за собой науку в целом, не говоря уже о военной науке. И вклад военных в науку на протяжении многих веков является одним из решающих. Практически наша цивилизация во многом создана войнами.
Простой пример вклада военных в науку:

1. Допустим, вы читаете этот текст со своего iPad.
2. Сенсорный экран iPad - это потомок сенсорных экранов, придуманных для систем PLATO (первых систем электронного обучения в колледжах), создание которых финансировалось малыми грантами Фонда Военно-воздушных сил и Военно-морского флота США.
3. Алюминиевый корпус iPad - это наследник дюралюминия и других сплавов, которые применялись на военных самолетах.
4. Интернет также был придуман по заказу военных как сеть передачи данных на случай ядерной войны.
5. Ну и надо отметить, что то, что вы вообще можете читать, - тоже заслуга военных, которые в XIX веке создали призывные армии, которые потребовали массовой грамотности призывников.

Надо отметить, что Президент уже неоднократно поднимал вопрос развития военно-промышленного комплекса, но на этом пути есть существенные проблемы - они делятся на проблемы отдельно военной науки и на проблемы военно-промышленного комплекса.

Как устроена сейчас казахстанская наука и особенно ее финансирование? Это надо пояснить особо. Как, впрочем, и про наше инновационное развитие.

Управление наукой
Главным специализированным органом по управлению наукой является Высшая научно-техническая комиссия при правительстве РК, которую возглавляет премьер-министр страны. Состоит она в основном из руководителей государственных органов и руководителей национальных компаний и определяет формирование стратегических задач и приоритетов, направленных на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности, ну и соответственно рассматривает предложения национальных научных советов. В принципе, это совещательный орган высокого уровня - такие задают лишь рамки, а работу делают органы уровнем ниже.

Самым важным органом управления наукой является не столько Министерство образования и науки, а национальные научные советы (ННС). Появились они в 2011 году и являются адаптированной формой национального научного фонда США. Это коллегиальный орган, который создается МОН из самых компетентных представителей науки Казахстана, а также зарубежных ученых и представителей государственных органов и профильных национальных компаний. Каждый ученый член ННС должен иметь стаж работы не менее 10 лет и высокую цитируемость своих статей. Состав советов обновляется раз в три года. Основной задачей ННС является оценка новизны и перспективности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ, а также экономической обоснованности запрашиваемого объема финансирования. То есть, они смотрят все заявки проектов научных учреждений на грантовое и программно-целевое финансирование и принимают решение - одобрять или не одобрять их.

Финансирование науки
Перейдем теперь к финансированию. С принятием нового закона о науке в 2011 году научные учреждения стали получать деньги следующим путем:
1. Базовое финансирование - это расходы на текущее обеспечение научной инфраструктуры и имущества, в том числе зданий, оборудования и материалов, оплату труда административного и обслуживающего персонала, а также информационное сопровождение научно-технической деятельности. Базовое финансирование дается в основном ведомственным научным институтам и центрам, то есть тем, которые принадлежат государству, а также подразделениям высших учебных заведений, ведущих научно-исследовательскую деятельность, которые осуществляют государственное задание на выполнение приоритетных научных исследований. То есть оно доступно государственным научным центрам и дает им деньги просто на существование - эдакий "прожиточный минимум".

2. Грантовое финансирование - выделяется на проведение научных исследований в целях повышения уровня научно-исследовательских работ, научно-технического потенциала и конкурентоспособности научных организаций и их коллективов, а также ученых. То есть - это уже реальный вклад, который помогает ученым покупать новое оборудование, книги, получать подписки и доступ к базам данным, ну а также проходить стажировки.

3. Программно-целевое финансирование направлено для решения стратегически важных государственных задач и осуществляется на конкурсной основе или по решению правительства Республики Казахстан вне конкурсных процедур. Это финансирование направлено уже на длительную работу научного учреждения (дается на три года), то есть позволяет ему без проблем смотреть в будущее.

В связи с этим, все государственные научные учреждения, получается, крайне зависимы от грантового и программно-целевого финансирования, которые и позволяют им полноценно функционировать. А что уже говорить про негосударственные научные учреждения, которые часто базового и программно-целевого финансирования и не получают и могут рассчитывать в основном только на грантовое финансирование? В этих условиях значение национальных научных советов является решающим и от их мнения зависит успешность того или иного научного направления.

Какое место занимает военная наука
Какое же место в приоритетах Казахстана занимает военная наука, а также все научные направления, связанные с обеспечением национальной безопасности? В перечне национальных научных советов четко обозначены государственные приоритеты, по которым создаются научные советы:
1) рациональное использование природных ресурсов, переработка сырья и продукции;
2) энергетика и машиностроение;
3) информационные и телекоммуникационные технологии;
4) наука о жизни;
5) интеллектуальный потенциал страны.

Как видите, советов всего пять, и никаких советов по "обороне и безопасности" нет. То есть, ведомственные научные центры Министерства обороны, внутренних дел, Комитета национальной безопасности, бывшего Министерства по чрезвычайным ситуациям, Генеральной прокуратуры вынуждены проходить процедуры отбора заявок на гранты и по программам вместе с гражданскими научными центрами. Конечно, представители национальных научных советов - квалифицированные ученые, но насколько им близки вопросы разведки, оперативно-розыскных мероприятий, психологии военнослужащих и другие специализированные вопросы обороны и безопасности? Кстати, только научные центры МО и бывшего МЧС получают базовое финансированное - остальные в список не внесены.

Место ВПК в ФИИР
Теперь поговорим о военно-промышленном комплексе. Открываем "Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы", раздел "Развитие отраслей на базе внутреннего спроса". Там в главе "Машиностроение" специально отмечена оборонная промышленность, ее проблемы и направления развития.

Приведем цитату: "В оборонной промышленности проблемами являются: практическое отсутствие научных исследований; отсутствие полного цикла производства (в основном производятся комплектующие); отсутствие эффективного взаимодействия со своими главными потребителями - Вооруженными силами, другими войсками и воинскими формированиями Казахстана; ограниченное количество потенциальных потребителей (в основном казахстанская военная продукция может заинтересовать только государства-члены ОДКБ); низкая рентабельность производства, недостаточное государственное финансирование".

Программой ФИИР для решения этих проблем запланировано:
- Будет увеличено местное содержание в сборочном производстве вертолетов.
- К 2015 году будет проработан вопрос организации центра по сборке и техническому обслуживанию беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА) двойного назначения.
- Основные направления развития предприятий оборонно-промышленного комплекса Казахстана будут определяться наиболее перспективными потребностями в товарах военного назначения военной организации государства. Государственными органами и оборонными предприятиями будут предприняты эффективные, согласованные меры по увеличению экспорта казахстанской продукции военного назначения. Будет активизировано взаимодействие государства и оборонного комплекса, направленное на увеличение количества и качества НИОКР в сфере оборонного производства.

И в принципе, есть кое-какие успехи - спускают на воду корабли, собирают вертолеты, чинят танки и БМП, делают военные тренажеры и так далее. Подозреваю, что если сравнить аналогичные проекты в оборонной промышленности и в гражданской - сравнение будет не в пользу гражданской - вертолеты ЕС 145 все-таки собирают и уже собрано 20 штук, а в Караганде так и не было выпущено ни одного самолета "Фермер". Я уже не говорю о том, что ракетно-артиллерийский катер проекта 0250, выпускаемый в Уральске, по своей сложности не уступает любой гражданской технике, ну и он поинновационней теплиц, заводов стройматериалов и прочего.

Но если взять "Концепцию индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы" и посмотреть, что там написано в приоритетах, то мы увидим следующие отрасли и секторы экономики:
- черная металлургия;
- цветная металлургия;
- нефтепереработка;
- нефтегазохимия;
- производство продуктов питания;
- агрохимия;
- производство химикатов для промышленности;
- производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей;
- электрооборудование;
- производство сельскохозяйственной техники;
- производство железнодорожной техники;
- производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности;
- производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности;
- производство строительных материалов;
- инновационные секторы, в том числе информационно-коммуникационные и космические технологии, биотехнологии, технологии новых материалов и возобновляемых источников энергии.

Как вы видите, оборонной промышленности в списке нет. А значит, предприятия ВПК не смогут получить инновационные гранты, не будет поддержки инфраструктуры, не будет специальных экономических зон и кластеров, не будет поддержки отрасли в целом. С чем связано такое невнимание к только начавшей подниматься и работать оборонной промышленности - мне лично непонятно. Это не только элементарная непоследовательность, но и игнорирование одного из самых перспективных секторов машиностроения.

Выводы
В общем, что у нас вышло в сухом остатке:
1. Глава государства уже неоднократно говорил и давал поручения по развитию военно-промышленного комплекса. К этому его подталкивает не только необходимость повышения казахстанского содержания в закупках нашей армии, не только высокая занятость на предприятиях, но и ухудшающаяся с каждым годом международная обстановка.
2. Научные разработки в области обороны и безопасности не являются приоритетными для казахстанской науки в целом. У них нет своего национального научного совета и довольно ограничены в связи с этим возможности.
3. Оборонная промышленность, хотя ранее входила в программу ФИИР и показала довольно сносный результат, в период на 2015-2019 годы из него исключена, а значит, не будет получать так необходимую ей поддержку.

По всей видимости, вот это противоречие между задачами и реальным положением дел и надо будет в ближайшее время решить. Иначе игнорирование проблем обороны и безопасности может весьма неприятным образом сказаться на состоянии нашей страны. А оно нам надо?


Нравится
Vse.kz