KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 335.46
EUR / KZT - 374.81
CNY / KZT - 50.30
RUB / KZT - 5.29

Временная защита

26 января 2015, 15:13
21

2014 год для России выдался особенным. После начала "украинского" конфликта последовали политические санкции - это были больше имиджевые потери, нежели экономические. Позже добавились экономические санкции, потери от которых оцениваются в 30 миллиардов долларов. Можно добавить также еще и отток капитала, который обычно варьировался в пределах 70-80 миллиардов долларов ежегодно, а теперь он удвоился. Но больше всего, конечно, по России ударило снижение цен на нефть, из-за которого поток нефтедолларов в страну сократился на 100 миллиардов. В довершение ко всем проблемам к концу года началось резкое падение рубля, усугубившееся неожиданным введением режима свободного плавания. После двух-трех дней резких колебаний курс рубля стабилизировался на отметке около 65 рублей за доллар, что означает 80-процентную девальвацию по сравнению с уровнем, который был зафиксирован в середине 2014 года.

Это создало для Казахстана ряд проблем. Во-первых, для импортеров российской продукции: так как оптовые каналы не могут моментально отреагировать снижением цен (необходимо распродать ранее завезенные товары), образовалась существенная ценовая разница на российские товары в России и в Казахстане. Это спровоцировало поток желающих съездить в Россию и купить то, что подешевело, и фактически нарушило работу официальных каналов импорта. Если по обычным потребительским товарам ситуация выправилась через снижение цен, то по автомобилям ситуация более жесткая - потребители завезли около 40 тысяч автомобилей из России только за ноябрь-декабрь, или около 20 тысяч в месяц, тогда как обычно завозили около 6-7 тысяч автомобилей ежемесячно. Иначе говоря, на ближайшие полгода спрос на автомобили, завозимые через официальных импортеров, практически обнулен. Но в целом, по импортерам вопрос решаем через соразмерное снижение цен.

Во-вторых, произошло резкое падение продаж казахстанских товаров, когда российские аналоги вдруг подешевели на 80 процентов. Конечно, по мере роста цен внутри России разрыв сокращается, но все же пока инфляция отстает от темпов девальвации.

В-третьих, товары казахстанских экспортеров подорожали для российских потребителей. Фактически появились потери по всем направлениям торговли с Россией.

Так как в октябре ситуация была более-менее нормальной, основные потери начались с ноября. Для анализа нужны данные хотя бы за 2-3 месяца, а пока есть данные только за ноябрь. С другой стороны, из-за роста прямого завоза импорта физическими лицами учет возможен только по автомобилям, тогда как малогабаритные товары в принципе невозможно отследить, из-за чего официальный импорт может не показать рост физических объемов.

Учитывая, что с 2010 года Казахстан является членом Таможенного союза, который теперь трансформировался в ЕАЭС, то у страны нет возможности защищаться пошлинами, кроме как в исключительных случаях. Полагаться на девальвацию также чревато проблемами. 80-процентная девальвация приведет к банкротству предприятий реального сектора, который получил валютных займов на 16,9 миллиарда долларов, и населения, объем валютных займов которого составляет около 2,5 миллиарда долларов, но это несколько десятков тысяч человек. Более того, 80-процентная девальвация фактически означает привязку к рублю, что будет неправильным действием хотя бы потому, что у рубля "сломались" прежние закономерности и есть высокая вероятность дальнейшего падения. А девальвация в размере 20 процентов может решить проблему с рублем, но создаст предпосылки для ежегодной девальвации.

Учитывая, что нестабильность курса рубля, скорее всего, продлится еще минимум два года, то имеет смысл восстановить таможенные пункты на границе с Россией, а также с Кыргызстаном, так как есть вероятность мнимого экспорта в Кыргызстан, после чего товар будет завозиться в Казахстан. Однако восстановление границ никак не означает распада ЕАЭС или отказа Казахстана от интеграции. Здесь речь идет об исключительной ситуации, когда другие инструменты не позволяют решить проблемы, и есть риск проблем, которые могут спровоцировать нестабильность внутри страны. Казахстан должен инициировать идею восстановления таможенных границ, при этом демонстрируя четкую позицию, что остается сторонником интеграции, а Россия должен дать понять явно или не явно, что не возражает против введения защитных мер, но в "дружественном" формате.

"Дружественный" формат предполагает восстановление таможенных пунктов с обязательным соблюдением трех условий:
- мера вводится как временная - на два года с возможностью продления еще на один год;
- мера касается только товаров-конкурентов, а остальные товары могут, как и раньше, завозиться без пошлин, тем самым Россия получит возможность вытеснить более дорогой импорт из третьих стран;
- товары-конкуренты должны будут завозиться только в пределах квот, то есть тех физических объемов, которые были зафиксированы в 2013 году, при этом в пределах объема должны быть установлены пошлины по формуле "девальвация минус инфляция", при этом стартовые значения должны быть взяты с 1 июля 2014 года, то есть Россия сохранит прежние физические объемы поставок по товарам-конкурентам. Надо отметить, что даже без девальвации рубля Россия ежегодно ввозила в Казахстан на 10-12 миллиардов долларов больше, чем покупала у нас.

Все это позволит решить проблему с российским импортом, ввести ее в управляемое русло, а главное - позволит закрепить партнерский статус интеграции, тем самым улучшив отношение населения к самому процессу интеграции. Отсутствие возражений со стороны России будет означать реальное партнерство в рамках интеграции, что она не желает, чтобы проблемы внутри страны перенеслись на экономику Казахстана. Это позволит сформировать и закрепить положительное отношение казахстанского населения к интеграции. Для всех внешних игроков такое решение будет воспринято как эффективное взаимодействие стран в критических ситуациях. Одновременно такой подход позволит говорить о мере, как об эффективном и взаимовыгодном взаимодействии стран, а не о распаде ЕАЭС. И чем раньше такое решение будет принято, тем лучше.


Нравится