KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 334.93
EUR / KZT - 375.52
CNY / KZT - 50.23
RUB / KZT - 5.30

Польский вариант

25 апреля 2011, 08:44
5
Встретил недавно в великом и могучем (Интернете) упоминание "карты поляка". Чтобы не заниматься пересказом ее сути и назначения, приведу буквальную цитату с сайта www.polska.ru. Орфографию и пунктуацию не трогал.
 
"Карта поляка является документом, подтверждающим принадлежность к Польскому Народу. Владелец Карты поляка имеет права, вытекающие из закона о Карте поляка, принятого парламентом Республики Польша 7 сентября 2007 года. Закон вступает в силу в течение 6 месяцев с дня публикации в собрании постановлений “Монитор польски”, то есть в последних числах марта 2008 года.
 
Лицо, обладающее Картой поляка:
 
– может бесплатно получить долгосрочную визу на пребывание, дающую право на многократное пересечение границ Республики Польша
 
– может легально работать на территории Республики Польша без необходимости получать разрешение на работу
 
– может заниматься в Польше предпринимательской деятельностью на таких же основаниях, как польские граждане
 
– может пользоваться в Польше бесплатной системой образования на основном, среднем и высшем уровнях на таких же началах, как польские граждане, и одновременно обращаться за финансовой помощью и стипендиями, предназначенными для иностранцев, обучающихся в Польше
 
– может в срочных случаях пользоваться бесплатной системой здравоохранения Польши на таких же началах, как польские граждане
 
– может пользоваться 37-процентной скидкой на железнодорожный проезд на территории Польши
 
– может бесплатно посещать государственные музеи в Польше
 
– имеет право в первоочередном порядке стараться получить финансовые средства, предназначенные на поддержку поляков за границей, из бюджета польского государства или из бюджета местного самоуправления на уровне гмины.
 
Карта – это не гражданство
 
Внимание! Получение Карты поляка не означает получения польского гражданства, постоянного вида на жительство на территории Республики Польша или права безвизового пересечения границ Республики Польша".
 
Может ли Казахстану пригодиться этот опыт? Думаю, да и очень. Только с одним отличием: речь должна идти о привлечении не только этнических казахов, которые могли бы жить и работать в Казахстане без утраты своего нынешнего гражданства (для проживающих за рубежом казахов с начала 90-х годов прошлого века действует государственная программа репатриации и поддержки оралманов), но и в первую очередь о тех наших соотечественниках различных национальностей, которые в те же первые трудные постсоветские годы покинули Казахстан в поисках лучшей доли для себя и, главное, для своих детей.
 
"Карта казахстанца" могла бы помочь в решении нескольких важных задач. Первая из них – экономическая: очевидно, что население страны надо увеличивать хотя бы для того, чтобы заработало правило "экономики масштабов" (то есть емкость внутреннего рынка должна оправдывать целесообразность запуска и продолжения производства). А для этого нужно, чтобы прирост взрослого населения происходил за счет притока не тех лиц, которые иждивенчески рассчитывают на получение денежной и социальной (тоже денежной, только косвенно) помощи от нашего государства, а людей работающих (причем квалифицированно), зарабатывающих (честно и много) и платящих (налоги, зарплату своему наемному персоналу и за потребляемые товары, работы и услуги). При этом уверен, что многие казахстанцы, как и я, не хотят, чтобы численность населения страны увеличивалась за счет уроженцев расположенных с юга и востока от Казахстана стран: так легко и нашу евразийскую идентичность потерять, и раствориться в массе других этносов, отличающихся своей многочисленностью и склонностью к быстрому размножению. В этом отношении экс-казахстанцы, когда-то выехавшие в Россию и Европу на постоянное место жительства, являются оптимальным – по образу жизни, по навыкам и качеству работы, по потребительским предпочтениям – источником пополнения населения страны.
 
Вторая задача – образовательная и культурная (в смысле культуры работы). В первые годы независимости Казахстане в результате массовой эмиграции катастрофически уменьшилась и без того тонкая прослойка научной, преподавательской, технической и управленческой интеллигенции. Вкупе с общей деградацией среднего (несмотря на нескончаемые эксперименты) и высшего (особенно технического) образования, девальвацией фундаментальной и отраслевой науки, разрушением системы профессионально-технического обучения эта эмиграция негативно повлияла на качество населения страны. Сейчас практически поголовно официанты, продавцы и чуть ли не охранники имеют высшее образование – так называемое экономическое, юридическое или какое-нибудь рекламно-маркетинговое, полученное в расплодившихся почти что в сельской местности "университетах" и "академиях" (институтами эти квазивузы называться не хотят, почестей им маловато). Однако, как только возникает потребность в квалифицированных головах и руках, то оказывается, что работать-то некому. Купленным дипломом закон/инструкцию не напишешь и инженерную конструкцию не рассчитаешь. Так что и с точки зрения необходимости ускоренного восстановления указанной прослойки наши бывшие соотечественники являются очень привлекательным ресурсом. Наверное, даже лучшим на ближайшую перспективу.
 
Третья задача – нравственно-воспитательная. Можно сколько угодно ругать большевиков, однако надо признать, что некоторые вещи они делали очень профессионально и эффективно. Особенно вели пропаганду. Например, в тридцатые годы они обратили почти всё население СССР в приверженцев социализма (правда, для этого кроме пропаганды пришлось применять и физическое уничтожение несогласных), а в пятидесятые–шестидесятые годы заставили почти всех почти поверить в его (социализма) превосходство, что отразилось и на капиталистических странах, которые стали усиленно встраивать социалистические элементы в свои взаимоотношения с собственным населением. Сейчас государственной пропаганды и государственной культурно-просветительской работы видно мало или вообще не видно. С их дефицитом и с отмеченным выше ухудшением качества населения образовавшаяся пустота заполняется религиозностью (причем в формах, чуждых и казахам, и казахстанцам вообще), меркантилизмом, потребительством и псевдокультурным китчем. Возврат на родину воспитанных и образованных в лучших казахстанских традициях людей мог бы сместить этические ориентиры в положительную сторону, в том числе за счет создания других авторитетов и примеров для подражания.
 
Наверное, можно определить и другие задачи, в решении которых "реимпортированные" экс-казахстанцы могли бы помочь. Но и тех, что приведены выше, уже достаточно для того, чтобы оправдать целесообразность "карты казахстанца". В том числе как инструмента совмещения применяемого Казахстаном принципа единственного гражданства и реальной необходимости в увеличении населения страны за счет образованных, квалифицированных и платежеспособных людей.
 
Удачи. Хочу, чтобы наша страна была богатой, безопасной и населена умными, красивыми, здоровыми, работящими, жизнерадостными и культурными людьми (через два поколения – трилингвами). В том числе не мусорящими вокруг себя и не пугающими окружающих религиозной демонстративностью. Такие люди уж точно важнее для процветания Казахстана, чем нефть и газ, которых осталось в принципе немного. Так что надо привыкать зарабатывать самим, а не зависеть от цен мировых рынков на невосполнимые природные ресурсы.
 

Нравится