МИКС Победители Панфиловцы Законы Казахстана V Переработку Путешествия
KZ RU
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 327.42
EUR / KZT - 383.51
CNY / KZT - 51.26
RUB / KZT - 5.29

О смартфонах, детях и книгах...

20 апреля, 15:42
6

Год назад я писал, что мы с детьми провели небольшой эксперимент: один час чтения перед сном без телефонов.

Некоторые мои друзья были не согласны с этим, утверждая, что гаджеты стимулируют креативность у детей. Однако проведенный недавно для нашей команды содержательный семинар Андрея Курпатова, признанного авторитета, врача-нейропсихолога, научно обосновал обратное. Сейчас мир во власти цифровой зависимости. Курпатов назвал две основные болезни XXI века: цифровое слабоумие и информационная псевдодебильность. Как вам такое жесткое и прямое определение? Цифровое слабоумие проявляется при использования гаджетов с раннего детства, цифровая среда не активизирует области мозга, развивающие мышление. А из-за огромного потока информации мозг не в силах обработать все и выбирает самую простую примитивную форму (картинки, видео, короткие новости, например игры, Youtube, Instagram). Вроде бы ты знаешь много, но точно определенно не знаешь ничего - информационная псевдодебильность. То есть причина в том, что наш мозг эволюционно установлен на режим выживания: интеллектуальная нагрузка (чтение, изучение языка и так далее) требует сил и энергии, а скроллинг соцсетей или просмотр поп-видео несет меньше энергетических потерь. Ложное ощущение знаний после многочасовых похождений на просторах Сети, и у взрослых, и у детей.

При чтении же книг, напротив, в нейронах образуются новые связи, повышается интеллектуальная трудоспособность мозга. Мозг тренируется переваривать и распределять информацию, это как спортсмен получает физнагрузки - улучшает показатели физической силы и выдает хорошие результаты, а если нет, то мышцы атрофируются. Так и мозг тренирует мышление, появляются настоящие знания. При использовании смартфонов развития мозга совсем не происходит, наоборот, повышается риск депрессии, ухудшаются память и зрение. Однако именно второе предпочитает наш мозг, как "легкое задание" или развлечение.

Как показали научные исследования, сейчас семилетние дети проводят за экраном уже больше одного года жизни, а 18-летние… - четыре года, почти четверть жизни за голубым экраном!! Это время использования гаджетов не делает детей креативнее. Посмотрите в таблице, как ухудшилась креативность детей с 1990-х годов. Происходит так же своеобразная цифровая аутизация, когда человек предпочитает провести время онлайн, найти нужную информацию в Сети, нежели пообщаться с живым человеком, например спросить совета, что всегда улучшает коммуникативные и когнитивные навыки. Кстати, как показано на втором слайде, наиважнейшая способность общаться с живыми людьми, способность к невербальному общению и эмоциональной восприимчивости теряется, исходя из исследований.

Также исследования норвежского профессора Анны Манген подтверждают, что чтение бумажной книги намного эффективнее чтения электронного гаджета. Читатель, в частности ребенок, может с легкостью хронологически воспроизвести моменты из прочитанного в бумажной книге и не способен на это при прочтении текста на гаджете, включая электронные ридеры. Стараясь дать детям все самое лучшее в виде телефонов, планшетов и других современных гаджетов, мы тем самым делаем хуже для их развития и поведения.

Какой результат у чтения и времени, проведенного без гаджетов? Наш собственный эксперимент дома)) С момента введения всего лишь одного часа чтения перед сном стали происходить удивительные вещи! Дети втянулись, начали читать больше разной литературы, все больше расширяя свой кругозор. Успеваемость в школе существенно улучшилась, потому что они начали качественно спать и лучше запоминать. Буквально вчера мы посчитали, сколько интересных книг мы прочитали за год с небольшим. Вы не поверите… Каждый из шести детей прочитал от 20 до 55 книг!! На русском, на казахском и английском языках. А старшая доча сейчас читает даже намного быстрее, чем я, - по 3 000 страниц художественной литературы в месяц! Теперь бы мне за ней угнаться))

А после тренинга Курпатова мы вовсе ограничили время использования гаджетов до 30 минут в день. Так как раньше ограничения были только перед сном, а выходные не было ограничений, мы ошибочно думали, что они отдыхают от уроков за всю неделю, и они часами сидели, уткнувшись в телефоны. Какая же это была невероятная ошибка! Но теперь мы ее исправили, и очень рады этому. Дети начали заниматься действительно интересными вещами. И вот прикол, после нескольких таких дней сын заявил: "По полчаса неинтересно - даже фильм не успеваешь посмотреть, давайте накапливать по два-три часа в выходные целиком (за раз)". Я тихо порадовался внутри - дети всегда найдут свои хитрости. Но это меньшая проблема… Самое главное, что теперь вместо примерно 20-25 часов в неделю, а это, поверьте, у всех так: по два-три часа в будни и по пять-шесть в выходные, мы сократили время использования гаджетов до трех часов. Как обычное, а не зомбирующее, отравляющее занятие. Мы, как родители, обязаны знать и должны ограничивать детей от наркотиков в виде гаджетов. Дети пока не способны отличить добро от зла. Не надо забывать, что наше поколение не знало гаджетов, но тем не менее не обделено в креативности, находчивости и смекалке.

Пока писал, вспомнил еще одну интересную статью, что современные дети 95 процентов времени проводят дома, а для мозга очень важно, чтобы они самостоятельно исследовали свою территорию в радиусе двух километров от дома для инстинктивного развития и общались со своими сверстниками в разных ситуациях. Они должны быть способны к изучению рисков и опасностей и быстрому нахождению решений.

Чтобы дети не хотели гаджетов, самим родителям нельзя показывать пример. "Не пытайтесь воспитывать детей, все равно они будут похожи на вас".

Получить короткую ссылку


Нравится
Поделиться
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц