Был у нас хирург Николай Иванович. Обычный дядька, хирург как хирург. Оперировал на уровне грыж и аппендицитов. Иногда убирал варикозные вены. В принципе, и все. Вел прием в поликлинике. В 8 утра исправно приходил на работу, в 18.00 уходил домой. Ему этого было достаточно. Внешне ничего обычного, так ведь? Так живут и работают сотни, а то и тысячи людей.
Был у нас хирург Николай Иванович. Обычный дядька, хирург как хирург. Оперировал на уровне грыж и аппендицитов. Иногда убирал варикозные вены. В принципе, и все. Вел прием в поликлинике. В 8 утра исправно приходил на работу, в 18.00 уходил домой. Ему этого было достаточно. Внешне ничего обычного, так ведь? Так живут и работают сотни, а то и тысячи людей.
Его никто не любил. Я тоже не понимал вначале, почему. Потом все стало ясно. Действительно, можно жить и так. Не напрягаться. Расти дальше можно, но зачем? Достаточно этого. Поступает пациент с более серьезным диагнозом – вызывай заведующего. Или другого, кто умеет. И пусть он потеет.
Поступает больной в 17.00 или в 5 утра, он обязательно осмотрит, выставит все диагнозы под вопросом, то есть пациент серьезный и надо наблюдать, назначит кучу анализов и снимков, все запишет аккуратно и по полочкам, и в 18.30 или в 7.30 утра бац! - и домой.
После него было противно дежурить. Хотя между нами было лет 20 разницы, он всегда оставлял таких пациентов следующему дежуранту. Это в нашей среде осуждается сильно. А ему было все равно. "За лишние часы мне не платят", - всегда говорил он.
Через три года я начал "сторожить" его. Это когда более опытный хирург страхует более неопытного. Я понимаю, что таким образом мой учитель хотел надавить на его гордость, чтобы он одумался. А ему было все равно. Вызывал. И довольно часто. Приходилось выезжать среди ночи, оперировать всякие вещи. Ассистировал он тоже ужасно.
И ничего. Не уволишь. Не прогонишь. Ругались, матерились – бесполезно. Зарплата как у всех, даже больше. Мы сутками не выходили из операционной, а он вовремя дома, понятие трехразового питания для него было святым.
Любил писать жалобы. Чуть что, так сразу жалоба в обком, райком партии. Комиссия, партийцы, разборки. Вытесняют, не дают работать. Факты не подтверждались. Комиссии уезжали. Поэтому никто с ним старался не связываться.
Консилиум. Это когда решается вопрос жизни и смерти. Смотрим, думаем. Это по-нынешнему своего рода мозговой штурм. Он тоже участвовал. Надо оперировать. Подписывались все. Он тоже, но всегда с оговоркой "с особым мнением". А особенность его мнения заключалось в простом. Если все говорят "надо", он говорит "не надо", и наоборот. Если все хорошо, то никто об этом не вспомнит даже. А если окажется другой диагноз, то он сразу начинает восклицать: "Я ж говорил!" - и это бесило всех еще хуже.
Иногда он ошибался. После чего пациенты жаловались. Даже судились. Мой учитель всегда ходил на эти суды и вытаскивал его. Тогда времена были другие. Уважали врачей. "А надо было?" - спрашивал я своего учителя. "Никто в нашей профессии не гарантирован от ошибок", - отвечал он неизменно и продолжал терпеть выходки Иваныча.
Потом перестройка, кризис, девальвация. Иваныч одним из первых уехал в Россию.
В принципе, можно было бы поставить на этом точку, но речь вот о чем. Когда смотрю на многих нынешних молодых врачей, мне кажется, что они научились работать именно у "Иваныча", а не у моего учителя. И таких становится все больше и больше, к сожалению.
Наша профессия требует большего, чем понятие зарплата, время, отдых, личное время и пространство. Да, наверно, любая этого требует. Если любишь свою профессию. А если нет, то что ж, можно прожить эту жизнь как Иваныч. Но насколько она будет интересной?
А при чем тут качество, вы скажете. А вот при чем. В последнее время мы часто об этом говорим и пишем. Капиталисты придумали стандарты качества. Если знания, опыт, умение и интуицию вложить в некий стандарт, видимо, можно обеспечить какой-то уровень качества, как в отеле, например, или в ресторане. Да, а почему нельзя?
А можно стандартизировать пение нашего Димаша? Или рисунки Кастеева? Игру Паганини или Моцарта? Теоретически можно, конечно. Но это будет уже не Димаш, не Моцарт. Согласны?
Качество медицинской помощи напрямую зависит от знания и навыков врача, его таланта и опыта. Все остальное, в виде больниц, управлений здравоохранения, комитетов, фондов и прочего, только лишь прилагается к нему. То есть к врачу. Стандартизированный врач – это "Иваныч".
Вы согласны лечиться у таких? Подумайте как следует…