Родственники для казаха – и радость, и беда. И позор, и гордость

04 сентября, 15:50
8

Друзья!

Продолжаем рассказ о традициях и обычаях наших предков, собранных в моей книге "Қарашаңырақ". Сегодня речь о том,

Как казахи стали все родственниками

Часть I

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте отмотаем историческую пленку чуточку назад и подведем промежуточные итоги.

Итак, условно говоря, пройдя с человеком путь от его рождения до сватовства, а от сватовства до свадьбы, мы узнали много нового о старом. О традициях и обрядах, связанных со всеми этими непростыми, затратными, но в то же время весьма приятными хлопотами.

И тут возникает следующий вопрос: в чем же непреходящая ценность казахской свадьбы?

А в том, что жених с невестой одномоментно обрастали кучей родственников. То есть в придачу к калыму и приданому обе стороны получали бонусом многочисленный отряд незнакомых, внешне дружелюбных и празднично возбужденных людей, большую часть из которых в следующий раз доведется увидеть лишь на чьих-нибудь поминках. Так оно повелось и продолжается по сию пору.

Не знаю, как у других, но как только я начинаю думать о казахских традиционных отношениях с родственниками, в голове моей невольно всплывает другой вопрос.

А что вы знаете о неизбежности? Или о безысходности?

Видите ли, в чем тут дело.

Казахская родня – это целый мир. Большой и многомерный. Бесхитростный и в то же время весьма затейливый. Многоликий и запутанный. И очень противоречивый. И надо сильно постараться, чтобы окончательно понять для себя – что же означают родственники для казаха?

А родственники для настоящего казаха – это все. И радость, и беда. И горе, и утешение. И позор, и гордость. И лучшие люди города, и самые последние в мире нелюди. А лучших и худших, как вы понимаете, надо знать в лицо. Или хотя быть постараться запомнить, кто есть кто, кто есть что, кто кому кем приходится, как к кому обращаться, как называть, как относиться и для чего их бог создал вообще. А почему это важно знать? А потому, что казахский мир построен на родственных отношениях. Не было бы родственников – не было бы ничего. Ни улицы, ни аула, ни района, ни государства, ни Вселенной. Не было бы вообще такой страны – Казахии. Потому что казахская земля всегда держалась на родственных связях как на сваях.

Когда-то самые близкие родственники жили одним аулом. И это было очень удобно: не надо никуда ездить, не надо никуда летать. Не надо никому звонить, ждать в скайпе или же на худой конец слать эсэмэски. Все рядом. По соседству. Наверное, сегодня это трудно представить?

И в самом деле. Как это? Вы живете в одном большом кондоминиуме, и весь этот кондоминиум населяет ваша родня. Председатель КСК – бай. Он же по совместительству глава, он же замглавы, он же прокурор, адвокат, судья и присяжный заседатель. И да – у него больше всего овец, коров и лошадей. И у него работает в услужении половина кондоминиума. То есть аула. Женщины растят детей, копошатся по хозяйству, а мужчины возятся со скотом и периодически воюют.

Расплачивался бай натурой, то есть теми же баранами и лошадьми. Изредка – необходимыми вещами со своего плеча. И еще реже – деньгами.

Не нужно думать, что бай обязательно был "сволыш", гад и мироед. Вовсе нет. Это советская власть его таким выставила. А зря. В те времена бай был все равно что отец родной. Он был центром мироздания, душой и сердцем казахской коммуны, поэтому к нему шли по любому поводу. И он должен был все правильно "разрулить". Не по-братски, а по справедливости. И он первым включался, если у кого случалась беда или того хуже – затевалась большая буча. Тогда бай выделял войско от своего аула, которое сам же вооружал, сажал на коней, обувал, одевал, кормил. Он же вмешивался, если вдруг затевались местные разборки. Он помогал и со свадьбой, и с похоронами. Он поддерживал бедных и сирых, выступал спонсором для неимущих и меценатом для певцов, музыкантов, степных менестрелей. Короче, он отвечал за все и за всех. Потому что все вокруг – родственники. Одна семья. А он – олигарх. И кто поможет, если не он? Больше некому. И это не было ежедневным подвигом. Об этом не писали в газетах и не трубили в одну дуду байские пиар-службы. Просто такое положение вещей составляло образ жизни. И потому что господь так захотел. Это он указал на человека перстом и сделал его баем.

Я вообще склонен думать, что богатство – это черта врожденная. Она приходит к человеку каким-то непостижимым путем вместе с его рождением и не покидает его до самого конца. К сожалению, она не передается по наследству, как все остальное. Это как индивидуальная склонность. Как черта характера. Как тот же божий дар или талант. Конечно, богатство не падает с небес, все достается трудом и терпением. Но доверь какому-нибудь балбесу доходный бизнес. Или подари миллион. И что? Миллион он профукает, а бизнес угробит. Так ведь? А склонный к богатству человек в любой ситуации поднимется с нуля. Даже после болезни. Даже после банкротства. Даже после предательства друзей и коллег. Даже после… тюрьмы. Если захочет, конечно.

Но возвратимся к семейно-родственным отношениям.

В каждой семье были свои уроды. Это понятно. Они есть везде и у всех. Но и те вынуждены были подчиняться неписаным правилам общежития. Поскольку самым страшным наказанием было отлучение от семьи. Неисправимых беспредельщиков выгоняли из общины, бросая им вслед горсть земли. Это означало, что теперь нет у тебя родственников. Ты – перекати-поле. Человек без корней. Катись, давай.

Нынче уроды водятся тоже. Я бы даже сказал, их стало больше. Потому что нарушился баланс в человеческой природе. Многие важные вещи подзабыты, традиции нарушены, переиначены и в итоге уродская мораль победила.

Но баи остались. Правда, функции их тоже сильно изменились. И понятия. И теперь каждый отвечает только за себя.

Но зато остался в прежнем виде институт родства. Он фактически не изменился. Структурно.

Согласно этой неколебимой структуре, казахские родственники по ранжиру делятся на три состава. Не в смысле основной, дублирующий и фарм-клуб. Нет. Деление происходит по-другому принципу: Өз жұрты, Нағашы жұрты, Қайын жұрты. Соответственно: родня со стороны отца, родня со стороны матери и родня со стороны мужа (жены).

Помимо такого деления, как вы знаете, существует еще деление на роды и жузы. Жузов три, а родов десятки. Есть еще различные родственные объединения, которые не входят в жузы. Перечисление и объяснение займет слишком много времени и места. К тому же я об этом уже говорил в предыдущих главах. Запомнить непросто. Однако не мешает знать, что представители одного рода приходятся друг другу в той или иной мере родственниками. Потому что ведут свою родословную от одного корня. Нахождение в составе одного жуза уже считается родством. И как я чуть раньше говорил, каждый казах знал наизусть историю своего рода до седьмого колена. Это как алфавит. Как таблица умножения. Хотя… сейчас уже мало кто помнит наизусть таблицу умножения.

И все-таки: как выглядят эти семь колен? Вернее, как ведется отсчет?
Если считать назад, то получается: өзі - әке - ата - баба - түп ата - тек ата. По-русски получается: я - отец - дед - прадед - прапрадед и так далее. Если же считать вперед, то вот так: өзі - бала - немере - шөбере - шөпшек - шөбелек - немене. Я - сын - внук - правнук и так далее. Есть и другая "считалочка": әке (отец) - ата (дед) - әз ата (прадед) - баба (прапрадед) -тектін (прапрапрадед) - төркін (прапрапрапрадед) - тұқиян (прапрапрапрапрадед)...

Всех своих праотцов нужно было помнить поименно. Зачем? Затем, чтобы не допустить кровосмешения. Поэтому женихи с юга и востока, чтобы сохранить чистоту крови, отправлялись за невестами на север или запад. А тамошние женихи, естественно, искали себе невест на юге и востоке. При таком раскладе, если говорить о сегодняшнем дне, то, получается, что все казахи в любом случае состоят между собой в родственных отношениях. К такому выводу подводит сама логика исторических событий. Посудите сами: за столько-то веков оно само должно было так сложиться. И сегодня Казахия, можно сказать, это один большой аул, в котором все кому-то кем-то да приходятся. Если покопаться, то любой может оказаться родственником даже самого президента! На этот счет бытует множество поговорок.

Например: "Қазақ жөн сұраса келе, қарын бөле болып шығады". Переводится примерно так: "Если казахи начнут наводить справки друг про друга, то окажутся кровными родственниками".

А еще: "Бір көрген – біліс, екі көрген – таныс, үш көрген – туыс". То есть: "Увиделись раз – познакомились, встретились во второй – подружились, в третий, считай, породнились".

А еще говорят: "Сұрай берсең қатының – қарындасың". Смысл: "Не вздумай устраивать допрос своей жене, а то она окажется тебе сестренкой".

Поэтому впору задаться не очень приятным и, пожалуй, самым главным на сегодня вопросом: "Если мы все друг другу родственники, то почему до сих пор не можем ужиться?".

На этот вопрос существует ответ. Их даже несколько. И об этом в следующей главе.

Продолжение следует…

Получить короткую ссылку


  • Подписаться на канал новостей TengriNews:

  • Google News
  • Yandex News
  • Yandex Zen

Нравится Поделиться
©  instagram.com/aya_azamatkyzy
Материал с фотографиями Материал с видео
© facebook.com/MissionDrivenGoods
Материал с фотографиями Материал с видео
Хотите больше статей? Смотреть все
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц