Блоги
15 июля 2021 | 11:29

А если бы зарплата у мужчин была меньше, чем у женщин?

Гульназ Анисио Де Оливейра Специалист по коммуникациям, региональный офис Структуры "ООН-женщины" для стран Европы и Центральной Азии
Иллюстрация tengrinews.kz

Авторский блог Гульназ Имамниязовой, специалиста по коммуникациям регионального офиса Структуры "ООН-женщины" для стран Европы и Центральной Азии

Авторский блог Гульназ Имамниязовой, специалиста по коммуникациям регионального офиса Структуры "ООН-женщины" для стран Европы и Центральной Азии

А если бы зарплата у мужчин была меньше, чем у женщин? Как бы реагировали мужчины, если бы им платили меньше, чем женщинам, за тот же труд? Ну процентов так на 30? Молчали бы и мирились с этим? Думаю, что нет. Так почему всех возмущает, когда женщины требуют равной оплаты за такой же труд? Сегодня мы говорим о равной оплате труда за равный труд и о неоплачиваемом труде.

Конституции многих стран мира гарантируют своим гражданам равные права и возможности, но почему-то о них забывают, когда речь заходит о равной оплате труда. Большая часть граждан в силу недостаточной осведомленности даже не знает о том, что в нашей стране, как и во многих странах мира, существует эта разница, которую называют гендерным разрывом в оплате труда. Почему гендерным? Да потому что женщины получают меньшую заработную плату за такой же труд, который выполняют мужчины! Как вам такая несправедливость, существующая в 2021 году?

Дабы не быть голословной, перейду к фактам. Вот вам официальная статистика некоторых стран региона. Выполняя одну и ту же работу и имея равноценную квалификацию, женщины в Казахстане все еще получают зарплату на 32,2 процента (!) меньше. И это официальная статистика. К примеру, если мужчина в Казахстане получает 200 000 тенге, то женщина на такой же должности получает вместо положенных 200 тысяч - 135 600 тенге. Здесь следует особо подчеркнуть, что казахстанский гендерный разрыв в оплате труда превышает среднемировой (16 процентов) в 2 раза. В соседнем Кыргызстане гендерный разрыв в оплате труда составляет 23 процента, а в Таджикистане - 35,9 процента.

Различные международные конвенции и уставы, касающиеся прав в сфере труда, требуют от государств недопущения дискриминации в этой сфере. Так, например, Конвенция № 111 Международной организации труда (МОТ), принятая еще в 1958 году, запрещает всякое "различие, в том числе по признаку пола, ведущее к нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий". Неравенство в оплате труда — это проблема, с которой сталкиваются женщины во всем мире и решить которую можно только комплексом мер. Эти меры должны включать условия равного входа на рынок труда, в том числе равных возможностей для переобучения и повышения квалификации, равного доступа к руководящим позициям и многое другое. Немаловажно также устранять преграды, создаваемые дискриминационным восприятием, гендерными ролями, стереотипами, укоренившимися в обществе и не позволяющими женщинам и девочкам реализовать себя в профессиях, где доминируют мужчины.

Существует масса стереотипов, распространенных в патриархальных обществах, рассматривающих мужчин как "кормильцев", а женщин как "домохозяек", "хранительниц очага" и влияющих на то, что в ситуации, когда один из супругов должен пожертвовать карьерой, профессиональными амбициями, жертвует всегда женщина.

Оглянитесь на свои семьи, у нас девочек с раннего возраста учат тому, что это их прямая обязанность быть нянькой для других братишек и сестренок (вспомните пословицу "Сначала нянька, потом лялька") и помогать маме по дому и на кухне. Мальчикам же внушают, что это "не мужское дело". Но во многих странах это заходит так далеко, что девочкам не разрешают даже посещать школу, а для мальчиков является непристойным делать что-либо по дому. Как считаете, это справедливо? У меня три сына, и я с детства объясняю им, что никто не обязан их обслуживать, обстирывать и кормить. Все это они умеют делать сами, и от этого они не перестанут быть мужчинами, а будут самостоятельными и независимыми.

Женщины составляют большую долю рабочей силы в неформальном секторе экономики практически во всех странах мира. Это и няни, и домработницы, и уличные торговцы, сотрудницы кофеен, ресторанов, посудомойщицы, уборщицы и другие. Зачастую они не имеют трудового договора, работают неформально, соглашаясь на низкую зарплату, что лишает их доступа к социальным льготам, и они не подпадают под защиту трудового законодательства. И это лишь укрепляет гендерный разрыв в оплате труда.

Но помимо основной занятости, женщины по всему миру выполняют в ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ работы по дому и уходу (76 процентов) за членами семьи, чем мужчины. То есть по возвращении домой с работы женщина заступает во вторую рабочую смену без выходных. Все то, что в патриархальном обществе принято называть "женской работой", а именно приготовление пищи, уборка, стирка, уход за пожилыми, больными членами семьи и детьми, а также заготовка дров, воды (все еще актуальные в сельской местности), на самом деле является неоплачиваемым трудом по уходу.

К большому сожалению, такой труд до сих пор недооценивается и не признается. И если бы этот труд монетизировался, женщины бы неплохо зарабатывали. Вот только представьте, если бы вам пришлось оплачивать отдельно услуги повара, няни, домработницы, сиделки. Нашли бы вы кого-нибудь, кто согласился бы выполнить эту работу бесплатно? Нет. Потому что любой труд должен оплачиваться.

Неоплачиваемая работа по дому и уходу также влияет на существование гендерного разрыва в оплате труда, потому что многие женщины по разным причинам вынуждены отказываться от карьеры, тем самым снижая ценность женщин как сотрудников. Во многих странах мира неоплачиваемый труд уже давно признан проявлением гендерного неравенства, ограничивающим права и возможности женщин и девочек и влияющим на гендерный разрыв в показателях занятости, заработной платы и пенсий. По оценкам МОТ, во всем мире 606 миллионов женщин, или 41 процент тех, кто в настоящее время не трудоустроен, не работает из-за обязанности выполнять неоплачиваемую работу по дому и уходу. На самом деле такая работа имеет экономическую ценность, и ее официальное признание и регулирование имеет большие выгоды как для государства, так и для женщин. В данном случае мы говорим о создании новых рабочих мест, о поощрении женщин вступать в экономическую деятельность и т.д.

Представленность женщин в неформальном секторе экономики, больше всего пострадавшем от пандемии, и повсеместный локдаун, закрывший всех членов семьи в домах, негативно отразился на положении женщин. На работающих из дома женщин взвалилась еще и круглосуточная работа по дому и уходу за пожилыми или болеющими членами семьи.

Есть еще один фактор, влияющий на неравную оплату труда, – "штраф за материнство". В среднем работающим матерям платят меньше, и это может быть связано с сокращенным графиком работы, с большими перерывами в карьере из-за беременности и рождения детей, потенциальными больничными и отпусками по уходу за детьми, занятостью в более "удобных для семьи" сферах и пр. Так, например, согласно гендерной экспресс-оценке в Кыргызстане, выяснилось, что в возрасте 20-39 лет численность мужчин на рынке труда больше, чем женщин. Как правило, в этом возрасте женщины чаще всего оставляют работу в связи с рождением ребенка и зачастую не возвращаются по ряду причин.

Как же изменить ситуацию?

Во-первых, нужно создать условия для адаптации и возвращения на работу женщин, а именно сделать доступными социальную инфраструктуру и услуги, включая детские сады, и поощрять работодателей создавать благоприятные условия. Недавний анализ ситуации на китайском рынке труда показал, что наличие детских садов в общине положительно сказывается на занятости мамы. Какая же ситуация с детскими садами у нас, в Казахстане? Вспоминая свой личный опыт, отмечу, что я вынуждена была нанимать няню для своих погодок, чтобы вернуться на работу. С младшим сыном нам удалось попасть в государственный сад только в 6 лет. До этого времени были няни и частные детские сады, что сильно сказывалось на семейном бюджете. Поэтому поощрение матери вернуться к работе и предоставление доступного ухода за детьми — это лучшее, что государства могут сделать для равноправного будущего.

Во-вторых, нужно принимать работающие законы о равной оплате труда, которые помогли бы ликвидировать этот разрыв. В-третьих, нужно обеспечить участие женщин в руководстве компаний и профсоюзов, что позволит на законодательном уровне создать всеобъемлющие рамки для обеспечения гендерного равенства на рабочем месте. Ну и четвертое - необходимо менять сознание и искоренять устаревшие гендерные роли и стереотипы, существующие в обществе. Мужчины должны научиться брать на себя обязанности и делить поровну работу по дому и уходу за членами семьи. По оценкам Структуры "ООН-женщины", если ситуация не будет меняться, то для достижения экономического гендерного паритета нам потребуется 257 (!) лет. Мы не можем столько ждать!