Кто владеет информацией, тот владеет миром. И эти слова стали актуальными в современных земельных отношениях Казахстана, где отлученность от достоверной информации может быть причиной потери бизнеса и имущества, а обладание дает возможность влиять на земельные отношения.
Кто владеет информацией, тот владеет миром. И эти слова стали актуальными в современных земельных отношениях Казахстана, где отлученность от достоверной информации может быть причиной потери бизнеса и имущества, а обладание дает возможность влиять на земельные отношения.
- 1. Предоставление информации о выделении земельного участка
Согласно пункту 14 статьи 43 Земельного кодекса Республики Казахстан, местные исполнительные органы (далее – МИО) обязаны размещать информацию со списками лиц, получивших земельный участок, с указанием основания предоставления земельного участка, целевого назначения, площади, места расположения, вида права, срока аренды на специальных информационных стендах в местах, доступных для населения, а также путем опубликования на своем интернет-ресурсе и интернет-ресурсе соответствующего уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения ежемесячно, а в периодических печатных изданиях, распространяемых на территории соответствующей административно-территориальной единицы, - не реже одного раза в квартал.
Здесь необходимо понимать, что, во-первых, акиматы обязаны размещать вышеуказанную информацию на специальных информационных стендах в местах, доступных для населения. Если честно, эти требования закона не выполняются, и этому способствует правовая безграмотность, неосведомленность населения о своих правах.
Другими словами, если бы люди знали о своих правах, в частности, о том, что они вправе потребовать от чиновников акиматов размещать информацию со списками лиц, получивших земельный участок, то таких злоупотреблений со стороны чиновников не было бы.
Проводите тщательный мониторинг стендов, где акиматы размещают эту информацию. Вышеуказанная информация должна быть размещена в местах, доступных для населения. Если информация размещена на стендах в неизвестных и недоступных для людей местах, смело фиксируйте на видео- и фотоустройства, направляйте материалы в органы прокуратуры и соответствующие департаменты государственной службы для принятия мер.
Во-вторых, информация со списками лиц, получивших земельный участок, должна быть опубликована на интернет-ресурсе соответствующего уполномоченного органа. Проверяйте эту информацию. Если на интернет-ресурсе размещена усеченная неполная, а также недостоверная информация о лицах, получивших земельный участок, либо размещена устаревшая информация, то зафиксируйте этот момент скриншотом на мобильный телефон.
При этом, согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 9 Закона"О доступе к информации", обладатель информации обязан предоставлять достоверную и полную информацию.
- 2. Предоставление информации о схемах генеральных планов и ПДП
Все схемы утвержденного генерального плана и проектов детальной планировки являются открытыми и общедоступными.
Согласно пункту 2 статьи 44-1 Земельного кодекса, МИО по согласованию с органами национальной безопасности и территориальными подразделениями уполномоченного органа в сфере гражданской защиты обязаны размещать информацию по утвержденным схемам генеральных планов, проектам детальной планировки, схемам инженерных коммуникаций населенных пунктов на интернет-ресурсе и специальных информационных стендах в местах, доступных для населения, с периодичностью обновления данных ежеквартально.
Во-первых, схемы генеральных планов, проектов детальной планировки, схемы инженерных коммуникаций населенных пунктов, размещаемые на интернет-ресурсе акимата, зачастую отличаются от того варианта схем утвержденного генерального плана и ПДП, которыми руководствуются уполномоченные органы в области архитектуры при рассмотрении заявлений о предоставлении земельного участка для строительства в черте населенного пункта (ст. 44-1) и при изменении целевого назначения земельного участка (ст. 49-1).
Во-вторых, согласно информации Агентства по противодействию коррупции, на интернет-ресурсах МИО схемы генеральных планов, проектов детальной планировки, схемы инженерных коммуникаций населенных пунктов не размещаются либо размещены в неполном (неактуальном) варианте.
В-третьих, авантюры, совершаемые должностными лицами акиматов, доходят до того, что для определения возможности изменения целевого назначения земельного участка и для подготовки предложения о возможности/невозможности изменения целевого назначения представляют совсем другой вариант генерального плана с измененной градостроительной планировкой, позволяющий принять положительное решение комиссии. Отслеживайте периодичность обновления вышеуказанной информации один раз в 3 месяца.
- 3. Предоставление информации из дежурного топографического плана
Согласно пункту 11 Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства, информация и (или) сведения из дежурного топографического плана представляются по запросу физических и юридических лиц на бумажных или электронных носителях, либо обеспечивается доступ к дежурному топографическому плану посредством интернет-портала.
Учтите, доступ к дежурному топографическому плану имеет каждый гражданин. Смело обращайтесь в органы прокуратуры, региональные департаменты госслужбы и антикоррупционную службу, если должностные лица уполномоченных органов в области архитектуры и градостроительства отказывают в предоставлении информации из дежурного топографического плана, либо по сути общедоступную информацию выдают в ограниченном объеме.
- 4. Что нам дает информация из дежурного топографического плана?
В дежурном топографическом плане формируется вся актуальная информация о застройке населенного пункта, о коммуникациях, о функциональных зонах, о зданиях и сооружениях, о топографических изысканиях. Другими словами, если вам отказали в выдаче архитектурно-планировочного задания (АПЗ), на вас подали иск о сносе здания, отказывают в учетной регистрации акта приемки объекта (здания, сооружения) в эксплуатацию, отказали в изменении целевого назначения земельного участка, отказали в продлении договора аренды, мотивируя это градостроительными ограничениями и запретами, конечно, вы должны перепроверить их доводы и основания отказа путем запроса выкопировки из ПДП, куда прилагается извлечение из дежурного топографического плана.
- 5. Предоставление информации о земельно-кадастровых схемах городов и районов
Согласно п. 2 статьи 44-1 Земельного кодекса, государственная корпорация, ведущая государственный земельный кадастр, обязана разместить на интернет-ресурсе (aisgzk) земельно-кадастровые схемы городов и районов с периодичностью обновления данных еженедельно.
В некоторых земельно-кадастровых схемах городов и районов, размещенных на интернет-ресурсе информационной системы государственного земельного кадастра, расположение земельных участков не соответствует реальному местоположению, контуры границ и их конфигурация не соответствуют конфигурации земельного участка, согласно идентификационному документа (госакту), земельные участки "лежат" поверх рек, озер и других землепользований.
В случаях выявления данных фактов, которые затрагивают ваши права на землю, смело делайте скриншоты и направляйте материалы в филиал государственной корпорации, ведущей государственный земельный кадастр, для исправления. Не будет исправления со стороны руководства филиала, направляйте материал в центральный аппарат Департамента земельного кадастра государственной корпорации "Правительство для граждан".
Проверяйте еженедельную обновляемость информации о земельно-кадастровых схемах на интернет-ресурсе государственного земельного кадастра.
- 6. Предоставление информации о подготовке площадок для отвода и о списках очередности на получение земельного участка для ИЖС
Согласно пункту 8 статьи 44-1 Земельного кодекса, местные исполнительные органы города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акимы поселков, сел, сельских округов обязаны обеспечить доступность информации о подготовке площадок для отвода и о списках очередности на получение земельного участка для ИЖС посредством их размещения на специальных информационных стендах и (или) путем опубликования в средствах массовой информации на казахском и русском языках не реже одного раза в квартал. Знайте важные детали этой информации.
Во-первых, согласно пункту 5-3 статьи 44 Земельного кодекса, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства допускается на площадках, обеспеченных сетями водо- и электроснабжения.
В населенных пунктах, где отсутствует централизованное водоснабжение, предоставление таких земельных участков допускается только при наличии сетей электроснабжения. Под готовыми площадками для отвода подразумевается потенциальная территория, обеспеченных сетями водо- и электроснабжения для последующего предоставления их под ИЖС.
Во-вторых, практика проведенных семинаров по земельным вопросам при поддержке Агентства по противодействию коррупции показала следующую картину, что на специальных информационных стендах не размещается вышеуказанная информация, что является грубым нарушением требования закона.
В-третьих, местными исполнительными органами не соблюдаются требования закона в части опубликования в средствах массовой информации на казахском и русском языках не реже одного раза в квартал.
В-четвертых, информация о списках очередности на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства неактуальная и содержит в себе ряд нестыковок по лицам, которые ранее получили земельный участок под ИЖС, но стоят в очереди, по умершим лицам, по гражданам, которые покинули пределы Республики Казахстан. По каждому району имеется информация "о мертвых душах" в очереди на землю.
О своей очереди вы можете узнать из списков очередников, размещаемых на интернет-ресурсах акиматов либо путем подачи запроса в уполномоченный орган и соответствующий филиал департамента земельного кадастра. Копируйте списки очередников, размещенные в Excel-файле на интернет-ресурсах акиматов, и отслеживайте свою очередь, фиксируйте предыдущих лиц по очереди. Отслеживайте и проводите мониторинг на предмет повторяемости фамилии и имен заявителей, на предмет наличия в очереди лиц, которые ранее получили земельные участки под ИЖС, умерших людей и людей, которые покинули Казахстан. В случаях выявления таких фактов в списках очередников либо получения иной информации направляйте их в органы прокуратуры и антикоррупционную службу.