Интересным мнением по данному вопросу для меня выступает недавно высказанное одним из ведущих российских экономистов - Сергеем Алексашенко. Он отметил ключевые навыки для успешного будущего:
Интересным мнением по данному вопросу для меня выступает недавно высказанное одним из ведущих российских экономистов - Сергеем Алексашенко. Он отметил ключевые навыки для успешного будущего:
- умение перестраиваться и обучаться (в течение трудовой жизни придется менять несколько профессий / сфер деятельности),
- владение компьютером (минимальный курс програмирования, умение искать информацию в интернете, ее анализировать и внятно излагать), а также
- знание иностранных языков.
С этим мнением трудно не согласиться. Еще 20 лет назад мало кто знал профессии веб-дизайнеров или связанные с онлайн-торговлей. Сейчас в развитых странах они занимают значительную долю высокооплачиваемых рабочих мест.
В дальнейшем эти процессы будут только нарастать. С одной стороны, под влиянием глобализации, когда мир становится единым целым и очень конкурентным. С другой - технологические изменения. Интеллектуальные (компьютерные) программы занимают все большую часть высококвалифицированных рабочих мест, а роботы и автономные механизмы (3D принтеры) - рабочие места со средней и низкой квалификацией.
Это тренды, которые не остановить, и они будут определять то, как завтра будем жить мы и наша страна в целом. И полагаю, у нас здесь большие проблемы. Для меня одним из ключевых и наиболее наглядных индикаторов качества подготовки в отечественных вузах и колледжах стали результаты недавнего исследования, проведенного Советом деловых женщин Казахстана при Национальной палате предпринимателей "Атамекен". Целями исследования были выяснить "Куда?" планируют студенты выпускных курсов идти после окончания учебы и "Почему?", то есть что ими движет. Однако параллельно исследователи вывели и такой показатель, как наличие электронной почты у выпускников. Результаты удручающие - у 43 процентов нет электронной почты. В вузах данный показатель составляет 1/3 студентов, а в колледжах - 61,8 процента. В региональном разрезе доля студентов без электронной почты колеблется от 17 процентов (в Алматы), до 74 процентов в Шымкенте, то есть наличие электронной почты это скорее исключение из правил, чем обычное явление.
Почему наличие электронной почты это важный показатель? Потому что опрашивались студенты выпускных курсов, которые уже готовят резюме для поиска работы, а в нем практически обязательным полем для заполнения выступает адрес электронной почты (а не WhatsApp). Ее отсутствие весьма наглядно говорит о навыках пользования компьютером и "дружбе" с интернетом - этим ключевым источником информации и знаний в современном мире. В этих условиях весьма сложно ожидать от выпускников наших вузов и колледжей (как одной из наиболее "продвинутых" частей нашего общества), массового навыка умения работать с информацией (в части ее поиска и обработки), что сейчас важно для нас, так как нам необходим массовый трансферт новых технологий в экономику. Полагаю, что при построении учебных программ Министерству образования, как и прочим министерствам, ответственным за разработку государственных программ, стоит в обязательном порядке учитывать вот такую нашу реальность.