Блоги
06 апреля 2017 | 17:19

Четвертый элемент для банковского кредитования

Марат Каирленов Экономист

Как отметил НБ РК в одном из своих информационных материалов, по итогам первых двух месяцев текущего года отмечается рост выдачи кредитов банками на 7,9 процента. Однако это можно считать лишь краткосрочным трендом, поскольку без решения системных вопросов, сдерживающих банковское кредитование, устойчивой тенденции не добиться.

Как отметил НБ РК в одном из своих информационных материалов, по итогам первых двух месяцев текущего года отмечается рост выдачи кредитов банками на 7,9 процента. Однако это можно считать лишь краткосрочным трендом, поскольку без решения системных вопросов, сдерживающих банковское кредитование, устойчивой тенденции не добиться.

Прежде всего можно отметить, что с точки зрения позитивных эффектов для экономического роста текущее увеличение кредитования неоднозначно. Так, наибольший прирост отмечен по кредитам физическим лицам в национальной валюте - 14,2 процента. С учетом стагнации ипотечного кредитования основная масса данных кредитов идет на текущее потребление. Речь идет о покупке бытовой техники и другого, что в основном представлено иностранными товарами, то есть можно говорить, что эти средства идут на финансирование потребительского импорта.

С другой стороны, если посмотреть на выдачу кредитов юридическим лицам, которые используют данные средства с большим мультипликативным эффектом для экономики, то ситуация складывается несколько иная. Выдачи за январь-февраль сократились на 7,2 процента. В целом очевидно, что кредитование для отечественных банков становится все менее привлекательным и возможным бизнесом. За последние три года доля кредитов в активах банков устойчиво снижается (рисунок 1).

Рассматривая причину данного явления, можно отметить множество факторов. Которые, однако, можно свести к четырем основным, по два со стороны заемщиков и собственно банков.

Для заемщиков ключевыми ограничениями выступают дороговизна кредитов и отсутствие залогов. В условиях стагнации экономики и снижения цен на недвижимость эти вопросы стали особенно остры. В принципе, государство пытается решать эти вопросы для приоритетных секторов экономики (МСБ, обрабатывающая промышленность) через субсидирование процентных ставок и развитие системы гарантий. Очевидно, что необходимо менять приоритеты и инструменты оказываемой поддержки. Ситуация, когда, например, фонд поддержки предпринимателей "Даму" из 333,8 миллиарда тенге 60 процентов размещает на обусловленных депозитах с мультипликатором в 1,3 раза, а на гарантии с мультипликатором в 4 раза выше лишь 3 процента средств, свидетельствует либо о непрофессионализме, либо о непонятной обществу мотивации. Для отечественного бизнес-сообщества это выливается в то, что охват программами гарантирования кредитов у нас порядка пяти раз ниже таких лидеров, как Корея, Тайвань, или в девять раз ниже Японии (рисунок 2). При правильном распределении имеющихся ресурсов и использовании новых инструментов (например, секьюритизации кредитов) это отставание можно сильно сократить, по ходу и существенно увеличив темпы роста экономики в целом.

Со стороны банков вопросы сводятся к качеству фондирования, представленного в основном депозитами (3/4). Дело в том, что большую часть клиенты держат в долларах (а кредиты желают в тенге), и также много вопросов к устойчивости депозитов. К примеру, весной благополучного 2014 года из нескольких банков за неделю вынесли несколько сотен миллиардов тенге просто на основе одного SMS.

Для нивелирования эффекта долларизации Нацбанк заключает специальные сделки с банками, "забирая" на себя у них валютный риск - СВОП-сделки. Это дает банкам тенговую ликвидность, но она непредсказуема по срокам. Как можно давать кредит (за счет депозитов), не зная, когда депозиторы потребуют свои деньги обратно? Поэтому банкиры и не спешат с выдачей кредитов или дают их на очень короткие сроки.

Вопрос перезапуска банковского кредитования выступает одним из ключевых для успешности экономического развития страны. И если два года назад председатель президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Тимур Кулибаев говорил, что без перезапуска финансовой системы "все задачи, которые стоят перед Нацпалатой, например, по диверсификации экономики, станут нерешаемыми". То сейчас к этому можно добавить, что и программа "Продуктивная занятость и массовое предпринимательство", обозначенная Президентом Нурсултаном Назарбаевым, также становится под вопросом.

Решать эту проблему можно по двум направлениям, в том числе двигаясь по ним одновременно. С одной стороны, повышать предсказуемость текущих депозитов за счет внедрения депозитных сертификатов. Это аналог облигаций для физических лиц. Для банков это предсказуемые сроки вкладов, для вкладчиков - удобство, поскольку депозитным сертификатом можно рассчитываться при сделках купли-продажи, использовать в качестве залога и так далее. Альтернативой выступает введение "неснимаемых" депозитов, то есть внедрение законодательного запрета на досрочное изъятие вкладов в банке. На мой взгляд, это несет в себе риск оттока вкладов, особенно крупных, из отечественных банков. С учетом текущего кризиса это может иметь весьма негативные последствия.

С другой стороны, развивать секьюритизацию кредитов, то есть возможность банков продавать пулы кредитов (с длительными сроками), другим инвесторам. Имея эту возможность, банки резко снижают риск разрывов (ГЭП-ов) ликвидности и увеличивают возможности кредитования клиентов.